Безопасность избирателей стала угрозой голосованию

1197

Центральная избирательная комиссия отказалась от идеи тестирования на коронавирус всех членов участковых избирательных комиссий перед общероссийском голосованием по Конституции. В обновленных рекомендациях уже указано, что тестирование проведут «при возникновении необходимости, обусловленной эпидемиологической ситуацией». Определять, возникла такая ситуация или нет, будут региональные управления Роспотребнадзора, а де-факто губернатор, так как за результат всего этого «одобрямса» отвечать перед вертикалью власти будет именно он.

То, что тотальное тестирование – лишь красивые слова, призванные показать хоть какую-то заботу при голосовании во время эпидемии. Однако я думала, что лозунг останется, просто реализация будет, как обычно. Точнее, мне казалось, что тестирование пройдет также, как и голосование – галочки поставят, а что было на самом деле, останется загадкой. Потому что провести тестирование в масштабах страны с такой организацией просто нереально, учитывая количество членов избиркомов (около 850 тысяч человек), наличие тестов и сроки диагностики.

Центризбирком пошел по-другому пути, отменив первоначальную заботу о безопасности. И этому есть свое объяснение: члены избирательных комиссий по всей России стали подписывать обращение с призывом к коллегам не участвовать в голосовании по поправкам в Конституцию, так как оно угрожает их жизни и здоровью. Не проводить заявленное тестирование – увеличивать подписантов под обращением. Так что решили отказаться от обязательств, перекинув ответственность на региональные власти.

Мои размышления о том, что тестирование членов избиркомов невозможно технически, были верны лишь отчасти. Самая большая проблема в том, что тестирование ставит под угрозу само голосование. Ведь, если даже, например, у 5% членов избиркомов тест покажет положительный результат (по стране коронавирус выявляется примерно у 4% протестированных), комиссии придется закрывать на карантин, так как они уже контактируют, получая печати, документы и т.п и т.д.

В Жуковском, согласно официальному сайту регионального избиркома, 49 участковых избирательных комиссий (УИК) по 10 человек в каждой, плюс Территориальная избирательная комиссия, – всего 500 человек. Если верить статистике Роспотребнадзора, то при тестировании может быть выявлено около 20 инфицированных, и каждая комиссия, в которой будут выявлены заболевшие, должна будет уйти на карантин. В Жуковском в члены УИК по разнарядке всегда шли с неохотой, потому что каждые выборы превращались в скандал, с последующими походами в суды и следственный комитет, а независимых людей брали в комиссии только в крайнем случае (список партии «Яблоко» при формировании комиссий, видимо, всегда терялся).

Теперь представьте, что 20 человек из 500 получили положительный тест на коронавирус, из процесса придется исключить несколько комиссий (в худшем случае,  20 и 49), что просто неисполнимо. А если ковид будет выявлен у члена Территориальной избирательной комиссии, то можно сразу вешать замок и отменять голосование в отдельно взятом городе.

Поэтому сойдет и так, то есть, в период эпидемии (можно сколько угодно спорить об официальной статистике даже с новой методикой расчета) члены избиркомов будут ходить по домам, принимать на временных участках во дворах и ждать на участках в день голосования без какой-либо диагностики, просто с надеждой, что все обойдется. При этом, по официальной статистке из общего количества заболевших, у 35-40% заболевших нет клинических проявлений болезни.

Московская область пока не обнародовала своего решения. Учитывая, что сроки определения результата сейчас примерно 5 дней (в частных клиниках – 3 дня), а голосование начинается 25 июля, уже пора бы было начинать процесс тестирования. Но что-то мне подсказывает, что и не начнут. Потому что голосование должно пройти, несмотря ни на что.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.