Владислав Гордиенко: «ЛРТ никто не собирается убирать из Генплана»

3397

Как область распоряжается территориями, не обращая внимания на мнение жителей, местной власти и градообразующих предприятий, и почему чиновники не учатся даже на своих ошибках

Российская власть никогда не любила коммуницировать с обществом, но раньше это хотя бы входило в базовый перечень действий для выпуска пара, чтобы не доводить народ до греха. Однако последние несколько лет даже на эти обязательные действия у чиновников не хватает энтузиазма и желания, они просто демонстративно игнорируют все пожелания и предложения снизу, существуя по принципу «да, мы офигели, и что?». При этом по инерции диалог с народом все еще имитируют, правда, уже без блеска в глазах. В Московской области, например, из каждой розетки транслируют принципы губернатора Воробьева о том, что житель всегда прав, что власть, кроме как отрытой, не бывает. Однако над этими речевками в стиле «пионер-всем пример» отсмеялись уже не только жители, но и сами чиновники. При этом, видимо, из-за усталости от действительности все делают вид: одни, что слушают, другие – что верят, что их слушают.

В начале июня на сайте правительство Московской области был опубликован график приема руководителей министерств и ведомств и контакты, по которым на эти приемы можно было записаться. Руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству Владислав Гордиенко принимал одним из первых – 3 июня, правда приемом это назвать довольно сложно, в связи с эпидемией коронавируса, разговор был по телефону, хотя логичнее было использовать скайп или zoom, чтобы собеседники видели друг друга. Я решила записаться на прием, выяснить интересующие меня вопросы по Генплану города, а также протестировать принципы губернатора про правоту жителя и открытость власти. Повод был соответствующий: несмотря на восемь тысяч предложений жителей на публичных слушаниях, обращения ЦАГИ, Рампорта и главы города, линия легкорельсового транспорта через центр города так и осталась в проекте Генплана, который скоро вынесут на утверждение в Совет депутатов. Без изменений осталась и магистраль под окнами домов на ул. Грищенко и ул. Гризодубовой. В принципе, я и без приемов знала, что ликвидация местного самоуправления ставит жителей муниципалитетов в положение крепостных: как развивать и кому отдавать их территории, что строить, а также что делать с бюджетом, решает область. Население муниципалитетов – лишь цифры в статистике, без особых прав, ведь публичные слушания у нас, как известно, носят рекомендательный характер. Однако квест по записи на прием, подготовке и самому приему оказался еще более увлекательным, чем я предполагала.

Первый уровень: дискриминация по месту жительства, Или давно забытый принцип жизни в эпоху дефицита

Одно из самых ярких воспоминаний моего детства: мы с мамой стоим в очереди за югославским сапогами, которые дают по одной паре в одни руки, да еще и не того размера, который нужен. Но все стоят и ругаются за место в очереди, потому что это лучше, чем ничего. Примерно такой же принцип оказался на записи к Владиславу Гордиенко. Я позвонила в 11 утра в первый из двух дней записи и услышала, что из Жуковского уже записались. Еще не вполне понимая сюжет, попросила записать еще и меня, на что удивленный голос на том конце трубки повторил, что из Жуковского уже человек на приеме будет. «Так у меня не только вопрос по ЛРТ, а еще и по-другим изменениям в Генплан», – пришло время удивиться и мне. «Ну так вы скажите, тому, кто записался, чтобы он и ваши вопросы озвучил», – предложил собеседник. «А как я найду этого человека в стотысячном городе и успею ему до приему объяснить свои вопросы, или вы мне сейчас персональные данные другого человека сдадите?» – я решила, что добрым словом и кольтом можно добиться большего, чем только добрым словом и добавила металла в голос. Мой собеседник как-то быстро спасовал и записал второго человека из Жуковского, предупредив, что прием будет по телефону и со мной свяжутся, чтобы обозначить круг вопросов.

Второй уровень: проверка на целеустремленность

Через несколько часов со мной связался представитель Комитета по архитектуре и градостроительству и попросил изложить суть моих вопросов, что я с удовольствием и сделала: ЛРТ,  дорога на ул. Грищенко,  зона дороги и части сквера в пятне застройки у ЗАО «Звездный»,  и планируемые дубравы вдоль р. Москва, который почему-то в Правилах землепользования и застройки превратились в промышленную зону комплексного устойчивого развития. Причем с кратким описанием каждой темы. После чего меня опять попытались срезать, проинформировав, что с аналогичными вопросами на прием записалась Маргарита Лесняк. Однако я опять добавила металла  в голос, заявив, что это депутат, а я житель, это объяснение вполне устроило, видимо, разделение на жителей и депутатов было понятно и очевидно.

Еще через несколько часов позвонил еще один сотрудник ведомства с предложением. подкупающим своей новизной и свежестью: «Вы записаны на личный прием, хотелось бы уточнить ваш вопрос». Когда я сказала, что мне уже звонили и я все уточнила, собеседник с вызовом спросил: «То есть вы на прием не придете, не нужно вам уже ничего?!» Я на «бис» перечислила свои вопросы с кратким изложением «Я не за всю архитектуру отвечаю, а только то, что в моей компетенции, из всех этих вопросов, мой только про ЛРТ, вам, наверное, еще будут звонить», – произнесли на том  конце трубки. Дальше мы стали обсуждать ЛРТ, я спросила про письма от ЦАГИ и Рампорта с просьбой исключить ЛРТ из Генплана, на что сотрудник, отвечающий за ЛРТ, сказал, что он не в курсе писем, которые с сентября 2019 уже несколько раз направлялись в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Пришлось мне отправить копии этих обращений еще раз. После этого в наших разговорах с различными сотрудниками регионального ведомства наступила пауза, вплоть до приема у их начальника.

Финальный уровень: искусство слушать и не слышать 

В назначенный день секретарь Владислава Гордиенко связалась со мной и перевела на свое начальство. Так как я первый раз была на приеме, а руководитель ведомства никакого интереса к модерации разговора не проявлял, я предложила сначала изложить свою точку зрения, а потом выслушать его мнение. Так и сделали: примерно минут семь я излагала свои соображения и время от времени ловила себя на мысли, что на том конце провода, возможно, никого нет, потому что реакция была нулевая, без вопросов, и даже междометий, которыми обычные люди дают понять, что они  слушают.  В принципе, я просто изложила хронологию событий, которая показывает, что ЛРТ – это Нью-Васюки в исполнении современных комбинаторов.

В 2018 году Андрей Войтюк согласовал от имени жителей города ЛРТ через старую часть города, с заходом в Цаговский лес, притом в некоторых местах проекта указанная ширина зоны в 50 метров превышала фактическую. При этом в официальном ответе руководителя территориального отдела Главархитектуры  Светланы Юдиной обозначались цели этой линии легкорельсового транспорта – повышение уровня транспортного обслуживания городского округа Жуковский, снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть за счет привлечения пассажиров на ЛРТ, обеспечение быстрого, удобного и надежного пассажирского сообщения в городе. Так как в городе не проходило никаких общественных обсуждений, у жителей не было возможности напомнить Андрею Войтюку и Светлане Юдиной, что к транспортному обслуживанию города ЛРТ никакого отношения не имеет, более того, она пересекает несколько центральных улиц, что только затруднит дивжение по ним.  При том, что ЛРТ разрезает старую часть города, она не проходит ни по одному городскому маршруту, то есть городу она не нужна.

В информационном меморандуме №1 от 10.07.2015 о развитии проекта ЛРТ, который был опубликован на портале госуслуг Московской области указано точное описание этого вида транспорта – скоростной внеуличный транспорт Московской области, что как бы предполагает прокладку маршрутов в обход городских улиц.

Во время публичных слушаний в сентябре 2019 гола было подано около 8000 обращений граждан, также свои письменные обращения предоставили ЦАГИ и Рампорт. ЦАГИ отметили, что в зону ЛРТ попадают три производственных корпуса, а также земля под лабораторию, Рампорт также попросил исключить ЛРТ из Генплана, так как на железнодорожные перевозки приходится не более 20% пассажиропотока. Вместе с письмом главы города Юрия Прохорова эти обращения были направлены в Комитет архитектуры и градостроительства. Более того,  на  публичных слушаниях Электросеть заявила, что никаких согласований от них, как от правообладателей ЛЭП, на месте которых нарисовали ЛРТ, никто не получал.

28 января Комитет по архитектуре и градостроительству выпустил распоряжение «О создании согласительной комиссии для урегулирования разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план г.о.Жуковский Московской области». В состав комиссии под председательством руководителя регионального ведомства В.В. Гордиенко вошли сотрудники Комитета по архитектуре и градостроительству, представители федеральных министерств также направивших несогласие с проектом, глава города Юрий Прохоров и проектировщики, разработавшие проект Генплана. После своего монолога я задала вполне простой вопрос: почему после всех этих обращений, комиссий, рассмотрений мнения тех «кто на земле» не учли, оставив в Генплане эту никому ненужную линию ЛРТ.  И получила ответ, который ввел меня в ступор, показав, что свою пламенную речь на несколько минут я просто «говорила в космос»: «Ну хорошо, вопрос следующий: а вам то чем мешает ЛРТ? Я просто хочу понять, почему вы против развития транспортного». Следующие несколько минут прошли в дискуссии, как линия ЛРТ от станции Отдых до аэропорта Жуковский, не повторяющая ни один городской маршрут и не нужная самому аэропорту, может считаться развитием, и почему развитие никогда не проходит под окнами чиновников, а двигателями прогресса за свой счет становятся обычные граждане. «То есть вы как житель Жуковского против ЛРТ, потому что считаете этот проект нецелесообразным», – резюмировал Владислав Гордиенко. От этого перешли не только к моему мнению, а к результатам работы согласительной комиссии: «Согласительная комиссия в работе, процесс пройден, результаты будут опубликованы». Меня по-прежнему волновал вопрос, почему не учли мнения жителей, градообразующих предприятий, аэропорта, исполнительной и законодательной ветвей местной власти. «ЛРТ никто не собирается убирать из Генплана, это не предмет Генплана…никаких домов никто сносить не собирается, 50 метров – это коридор, в рамках которого нужно уложить красные линий под ЛРТ в 12 метров шириной», – отметил Владислав Валерьевич.

Так мы плавно подошли к вопросу о схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. (СТПТО МО). Начиная с публичных слушаний, мы постоянно слышим о том, что из Генплана ЛРТ исключить нельзя, пока не будет изменений в СТПТО МО. В настоящий момент как раз вносятся изменения, однако не те, которые требовали жители – исключить или вынести ЛРТ с городских улиц, а тот же вариант через центр города, только с еще большим заходом в цаговский лес. И все же я решила уточнить: «Ваша позиция – принципиально не выносить ЛРТ за пределы города, или ваши специалисты могут рассмотреть вариант переноса ЛРТ, чтобы линия проходила вне городских улиц?». «Мы не будем исключать существующую схему прохождения ЛРТ из схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», – расставил все точки руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству Владислав Гордиенко.

На вопрос, зачем эта линия ЛРТ вообще нужна, если аэропорт также не видит в ней целесообразности, руководитель регионального ведомства ответил: «Я сейчас не хочу уходить в научную дискуссию, я тогда поручу. чтобы с научной точки зрения вам ответ подготовили». То есть, товарищи из области предложили мне, живущей с рождения в Жуковском, и наблюдающей последние годы полупустые маршрутки от станции в аэропорт, посмотреть цифры, успокоится и не верить больше глазам своим.

Остальные мои вопросы, как оказалось, руководителю Комитета по архитектуре и градостроительству не передали, поэтому обсуждать их даже не стали, так как он был к ним не готов. Впрочем, общаться в таком стиле, на мой взгляд, можно без подготовки по любым вопросам. Главное сразу взять тон «оставь надежду всяк сюда входящий». Однако в ситуации с Жуковским это всегда приводило к обратному эффекту и господин Гордиенко  это прекрасно знает. Ровно так, после публикации в 2017 году переписки Андрея Войтюка и Владислава Гордиенко, в которой они обсуждали, что Правила землепользования и застройки, примут несмотря на возражения жуковчан, в городе прошел митинг после чего большинство поправок были учтены. Видимо, и в этот раз решили идти долгим путем, с заходом в сектор «протесты». Мудрые учатся на чужих ошибках, умные учатся на своих ошибках, а глупые не замечают своих ошибок. 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.