Как местный бюджет пытаются натянуть на обещания и гарантии региональной и федеральной власти
В период режима карантина власти вместо прямых выплат решили устроить какую-то странную систему взаимозачетов. Сначала определенным компаниям, которые вошли в признанные пострадавшими области экономики, сначала перенесли срок оплаты налогов, а потом дали отсрочку по арендным платежам за муниципальную землю или имущество. При этом местным бюджетам эту потерю доходной части никто не компенсировал, предложив выплывать самостоятельно и придавав сверху грузом указов и обещаний о различных гарантиях.
Многие эксперты говорят, что основной мотив ликвидации местного самоуправления – перенаправление финансовых потоков. Достаточно сказать, что в городе собирают около 14 млрд рублей налогов, однако в местном бюджете остается немногим более 10%, остальное уходит в региональный и федеральный бюджеты. После чего небольшая часть возвращается в виде трансфертов, причем регион решает, на что пойдут деньги. Так что последнее время местный бюджет лишь софинансирует областные проекты и обеспечивает федеральные указы и гарантии. Из-за всего этого местные бюджеты трещат по швам в обычное время, а в кризис эти процессы только усугубляются.
30 апреля Московская область скорректировала свой бюджет, определив приоритеты в расходах, в связи с сокращением доходов. После этого свои бюджеты стали кромсать муниципалитеты, потому как доходная часть сократилась у всех, а в местные бюджеты еще и субсидии сократились.
27 мая на Совете депутатов первый заместитель главы города Ольга Редькина представила депутатам проект изменений в бюджет. В принципе проект был представлен еще за неделю до этого, однако обсуждения на рабочем заседании оказались такими бурными, что на открытое заседание прошло с этим вопросом не вышли, перенеся рассмотрение. Председатель Совета депутатов Борис Аубакиров сообщил, что открытого заседания депутатского корпуса не будет по техническим причинам.
Бюджет карантинного периода
В новой редакции доходная часть бюджета наукограда составляет 3 млрд 297 млн рублей, первоначально она была 3 млрд 620 млн рублей. Расходная часть – 3 млрд 465 млн, изначально было 3 млрд 787 тысяч рублей.
Общая сумма налоговых и неналоговых доходов 1 млрд 626 млн рублей, снижение по сравнению с ранее утвержденным бюджетом на 206 млн 630 тысяч рублей. Это связано с
переносом уплаты налогов и платежей за аренду муниципального имущества и земли, снижением уровня доходов населения Плановые назначения по налоговым доходам – снижение на 177 млн рублей, плановые назначения по неналоговым доходам – снижение на 28 млн рублей.
Сумма межбюджетных трансфертов – 1 млрд 678 млн рублей, это на 150 млн рублей меньше, чем раньше.
После изменения бюджета Московской области и были урезаны субсидии на программу по переселению граждани из аварийного жилого фонда – 148 млн рублей, на капитальный ремонт гимназии № 1 – 19 млн рублей. Также сокращен размер субвенций на обеспечение госгарантий права на получение бесплатного образования, на 34 млн рублей.
При этом в бюджете появились субсидии, которые ранее не были предусмотрены. Например, на бесплатное горячее питание в школах с 1 по 4 класс, которое гарантировал президент – 21 млн рублей. То есть, сначала сняли со статьи гарантий на получение бесплатного образования 34 млн рублей, а потом дали на реализацию обещаний, правда, на 13 млн рублей меньше. Также из областного бюджета одобрили субсидии на проведение комплекса инженерно-изыскательных работ и разработку концепции рекультивации свалки у о. Глушица на 9 млн рублей, еще 9 млн рублей должен выделить местный бюджет. Вопрос свалок на Глушице тлел десятилетиями, пока самолет «Уральских авиалиний» не приземлился на кукурузное поле, и по одной из версий свалки на Глушице стали местом обитания птиц, одна из которых и попала в двигатель. Все прошлый годы это был не первостепенный вопрос, а в кризисный год его решили сделать социально-важным, потому что это обещания региональной власти.
Расхдную часть уменьшили на 375 млн рублей. Помимо сокращения расходов по программам софинансирования из регионального и областного бюджета, на 224 млн рублей урезаны расходы местного бюджета.
Как рассказала Ольга Редькина, предлагается сокращение расходов, не носящих первоочередной или социально-значимый характер.
Во-первых, сокращены расходы, которые являлись частью программ, урезанных областью: капитальный ремонт гимназии № 1 – 4,5 млн рублей и переселение граждан из аварийного жилого фонда – 33 млн рублей.
Во-вторых, на 55 млн рублей сократили муниципальное задание бюджетных автономных учреждений. Например, с МБУ «СШ- Центр спорта «Метеор» срезали 6,4 млн рублей, бюджет МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения» похудел на 7,6 млн рублей, ЖДШИ № 1 срезали 4,3 млн рублей, а ШДШИ № 2 – 2,6 млн млн рублей. 11,3 млн снимут с детских садов и 6,1 млн – со школ.
По казенным учреждениям бюджет урезали на 3.2 млн рублей, ремонт дорог общего пользования – 1 млн рублей, ремонт подъездов – 1 млн 613 тысяч рублей, мероприятия в области культуры – 250 тысяч рублей, мероприятия в области спорта – 95 тысяч рублей, мероприятия по экологическому просвещению – 106 тысяч рублей, мероприятия по обеспечению безопасности – 7,5 млн рублей, мероприятия в области молодежной политики – 850 тысяч рублей, мероприятия по БДД – 2,9 млн рублей, мероприятия по информационной инфраструктуре – 2,6 млн рублей, установка приборов учета в МКД – 1 млн рублей, актуализации схем водо и теплоснабжения – 4 млн рублей, постановка на кадастровый учет и оценка недвижимости – 3 млн 205 тысяч.
Пожалуй, больше всего сократили программу «Формирование современной комфортной городской среды», сократив весь местный бюджет на благоустройство дворов – 79 млн рублей, контейнерные площадки – 2 млн рублей. В связи с постановлением губернатора сократили взносы на капремонт – 4 млн рублей. Информирование граждан через СМИ сократили на 800 тысяч рублей, через рекламные конструкции – 150 тысяч рублей. По проекту дороги по ул. Гризодубовой, на которую заложили 24 млн рублей срезали 318 тысяч рублей, это экономия на торгах.
Против предложенного варианта изменений в бюджет проголосовала Светлана Безлепкина, воздержались – Маргарита Лесняк, Михаил Агафонов, Николай Гришин, Константин Агеев, Алексей Артамонов и Артем Репяхов. Все остальные присутствующие проголосовали за данное решение.
Простота хуже воровства
Это все были сухие цифры урезанного в кризис муниципального бюджета, когда пафосные слова о приоритетах сохранения зарплат бюджетникам скрывают под собой неэффективное управление. И это на себе уже испытали сами бюджетники, когда ради выполнения майских указов им повысили зарплату, но начали дробить ставки.
Подход к экономике даже во время эпидемии стал политикой. Я хочу лишь поделиться своими впечатлениями от всего этого процесса, который в очередной раз высветил не только отсутствие местного самоуправления, но и довольно простой функционал депутатов.
Дело в том, что 27 мая трансляция открытого заседания должна была начаться в 16.00, но опоздала на час. А все потому, что для принятия такого варианта бюджета не набиралось нужного количества голосов. Кто-то не пришел, как, например, Елена Меденцева, директор ЖДШИ № 1, понимая, что этот бюджет ради бюджетников ведет как раз к сокращению тех, кого собрались спасать, кто-то мог позволить себе не голосовать за такое решение, потому что прошел в Совет депутатов не от партии власти. Поэтому проводили разъяснительные беседы среди депутатов перед выходом в эфир к избирателям, пока не набрали нужное число согласных. Что само по себе показывает понимание Совета депутатов «своей роли в искусстве». Это то, о чем я говорила не раз: жители имеют право знать, что происходит на рабочих заседаниях, потому что все важное решается именно там, а смотреть картинку, где с умным видом зачитывают повестку – бессмысленное занятие. Этого по-прежнему не понимает председатель Совета депутатов Борис Аубакиров, который после доклада представителя администрации по вопросу налоговых льгот на землю заявил буквально следующее: «Коллеги, мы уже это долго обсуждали на рабочем заседании, давайте голосовать». Логично предположить, что, если депутаты что-то усиленно обсуждали, значит у них были сомнения или вопросы по зачитанному в эфире проекту решения Совета депутатов. Однако то, что аргументы и мнения должны услышать жители – за гранью понимания депутатского корпуса.
Еще одна особенность депутатского корпуса – легковерность, с какой они принимают все сказанное сотрудниками администрации на веру. В декабре им сказали, что на проектирование дороги на ул. Гризодубовой в бюджете заложено 24 млн рублей, но отыгрывать контракт будут только после принятия Генплана. В мае, когда часть депутатов предложила перенаправить 24 млн рублей на что-то более первоочередное, оказалось, что в декабре 2019 года все уже отыграли и даже заключили контракт. Но предложили не беспокоиться, так как по контракту реализован только первый этап, попробуют остальные этапы не делать и вернуть часть денег. Даже занесли в протокол, который в отличие от решения об утверждении изменений в бюджете, никакой силы не имеет. Это все прекрасно, только на сайте госзакупок опубликована информация по контракту на проектировку дороги по ул. Гризодубовой: заключен 16.12.2019, срок исполнения – 180 дней, то есть возвращать уже нечего.
Депутаты проголосовали за снятие всех средств на благоустройство дворов – 79 млн рублей, при том, что по двум дворам уже отыграны аукционы и заключены контракты. Вопросы ЖКХ вообще признали не приоритетным в жизни граждан в период кризиса.
При этом в мае на сайте госзакупок опубликованы извещения о проведении аукционов на закупку декораций в городских театрах на сумму около 3 млн рублей. При том, что непонятно, когда они откроются. Но это посчитали важнее ЖКХ. Как и информирование населения через газету «Авиаград», с 5,2 млн рублей сняли лишь 800 тысяч, так как картинка превыше всего.
В общем, жители домов 5,7,9 по ул. Туполева, у которых под окнами срубили все деревья из-за строительства дороги, которые живут на стройке уже год и ждут обещанного благоустройства в качестве компенсации за условия жизни, могут поблагодарить своего депутата Альберта Шагизиганова, проголосовавшего за обнуление всего благоустройства. В качестве компенсации, они теперь когда-нибудь смогут посмотреть спектакли в новых декорациях или проект дороги на другом конце города. Но это не беда, можно прочитать газету «Авиаград», где вам расскажут, что житель всегда прав, что власть – чуткая и т.д., и т.п. Это и есть приоритеты: зрелищ будет достаточно, а кормить в дороге к светлому будущему никто и не обещал.