Жуковчане — герои войны

474

ЖВ продолжают публиковать биографии людей, удостоенных звания Героя Советского Союза за боевые подвиги, которые жили в нашем городе.

Павел Михайлович Архаров (1909 – 2003)

Родился 29 июня 1909 года в деревне Старое Мелково ныне Конаковского района Тверской области. В 1921 году окончил 5 классов школы в родном селе. В 1926–1932 годах работал подручным слесаря на торфяной опытной станции.
В армии с марта 1932 года. Служил красноармейцем в пехоте (в Московском военном округе). В октябре 1932 года окончил полковую школу.
В октябре 1932 – марте 1933 года обучался в Оренбургской военной авиационной школе летчиков и летчиков-наблюдателей, в декабре 1934 года окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Служил летчиком в бомбардировочной авиации (в Забайкальском военном округе). Летал на бомбардировщике ТБ-3.
Участник боев на реке Халхин-Гол: в июне – сентябре 1939 г. – командир корабля 4-го тяжелобомбардировочного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике ТБ-3 для перевозки грузов и раненых, а также для нанесения ночных бомбовых ударов по позициям врага.
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 – июне 1942 − командир корабля и командир отряда 250-го тяжелобомбардировочного авиационного полка. Участвовал в обороне Киева и юга Украины, выполнял вылеты для снабжения крымских партизан. Совершил 23 вылета на бомбардировщике ТБ-3 на выброску десантов в тыл врага.
В июне 1942 – декабре 1944 – летчик, командир корабля, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 890-го авиационного полка дальнего действия, с декабря 1944 – командир авиаэскадрильи 890-го бомбардировочного авиационного полка (18-я воздушная армия). Участвовал в обороне Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, Духовщинско-Демидовской, Гомельско-Речицкой, Бобруйской, Таллинской, Рижской, Восточно-Померанской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.
В ночь на 10 сентября 1942 года при выполнении боевого задания по бомбардирове города Будапешт (Венгрия) на удалении 80–100 километров от цели загорелся четвертый мотор бомбардировщика Пе-8. Экипаж сумел потушить пожар, после чего П.М. Архаров принял решение продолжать полет на трех моторах. Снизившись до высоты 4 000 метров (вместо заданных 6 000 метров), он нанес бомбовый удар по цели, после чего возвратился на свой аэродром и, несмотря на сильный туман, совершил благополучную посадку.
В ночь на 17 июня 1943 года во время нанесения бомбового удара по вражескому аэродрому Олсуфьево (Жуковский район Брянской области) его Пе-8 был атакован двумя истребителями Ме-110. Командир экипажа, маневрируя самолетом, приказал старшему стрелку Н.М. Лысенко открыть огонь из всего бортового оружия. В результате оба истребителя были сбиты, а бомбардировщик, получивший незначительные повреждения, благополучно вернулся на свой аэродром.
В ночь на 19 августа 1943 года при выполнении боевого задания южнее города Починок (Брянская область) его Пе-8 был внезапно атакован вражескими истребителями. На бомбардировщике были пробиты бензобаки, повреждена электропроводка и перебиты тяги управления. Также были тяжело ранены четыре члена экипажа − стрелок-бомбардир, бортрадист, центральный и хвостовой стрелки. Из-за повреждений значительно увеличились усилия, необходимые для пилотирования самолета. Несмотря на это П.М. Архаров сумел продолжить полет и благополучно посадить поврежденный бомбардировщик на свой аэродром.
Выполнил 9 боевых вылетов в глубокий тыл противника для ударов по военно-промышленным объектам, расположенным в городах: Кёнигсберг (ныне Калининград) – 18 июля 1942 года; Варшава – 21 августа и 1 сентября 1942 года; Берлин – 26 августа 1942 года; Штеттин (ныне Щецин) – 28 августа 1942 года; Будапешт – 4 и 9 сентября 1942 года; Бухарест – 14 сентября 1942 года; Хельсинки – 26 февраля 1944 года.
13 марта 1944 года майору Павлу Михайловичу Архарову было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время войны совершил около 200 ночных боевых вылетов (105 – на ТБ-3, 92 – на Пе-8 и около 5 – на B-25 «Митчелл») для нанесения бомбовых ударов по важным целям в тылу противника, а также для доставки грузов партизанам и выброски десантов во вражеский тыл.
В июне 1946 года майор П.М. Архаров уволился в запас и поселился в нашем городе, с аэродрома которого в годы войны вылетал на боевые задания. С сентября 1946 года работал командиром корабля 4-го авиаотряда Министерства геологии СССР, а в марте 1952 – апреле 1955 – командиром корабля 2-го авиаотряда Московской авиагруппы спецприменения и воздушных съемок ГВФ. На самолетах B-25 «Митчелл» и Ли-2 участвовал в проведении аэрофотосъемок в Якутии, Горном Алтае, Средней Азии и Заполярье.
В 1955 году переехал в Москву, где в 1956–1959 годах работал радиомехаником и техником-приемщиком стационарной мастерской телевизионного ателье. Затем в 1968–1989 годах работал в Московском институте химического машиностроения на различных хозяйственных должностях.
Умер 1 мая 2003 года. Похоронен в Москве на Домодедовском кладбище.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», другими медалями.
Адрес в городе, связанный с Героем: улица Ворошилова, дом 3 (ныне не существует; район современной улицы Гринчика).

Иван Михайлович Березуцкий (1918 – 2000)

Родился 13 ноября 1918 года в селе Селиверстово ныне Волчихинского района Алтайского края. В 1934 году окончил 7 классов школы в городе Бийске, в 1937 году – Бийское педагогическое училище. После окончания училища продолжил образование на высших педагогических курсах при педучилище.
Одновременно с учебой в училище Иван Михайлович окончил Бийский аэроклуб и в январе 1938 года поступил в Ульяновскую школу летчиков-инструкторов и авиатехников Осоавиахима, которую успешно окончил в декабре 1938 года. С декабря 1938 года по февраль 1940 года работал летчиком-инструктором Орского аэроклуба.
В армии с февраля 1940 года. В июле 1940 года окончил военное авиационное училище в городе Чкалов (так тогда назывался город Оренбург) и служил летчиком-инструктором в запасных авиационных полках.
В начале Великой Отечественной войны младший лейтенант И.М. Березуцкий служил летчиком-инструктором на курсах командиров звеньев при 4-м запасном авиационном полку в городе Моршанске Тамбовской области. Весной 1942 года в запасном авиаполку был создан истребительный авиаполк на самолетах ЛаГГ-3. Новому полку присвоили 864-й номер, Иван Михайлович Березуцкий получил в него назначение командиром звена.
Участник Великой Отечественной войны: в июле–октябре 1942 – командир звена 864-го истребительного авиационного полка, в октябре 1942 – мае 1945 – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи и штурман 169-го (с марта 1943 года – 63-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Сталинградском (июль – август 1942), Калининском (декабрь 1942 – март 1943), Северо-Западном (март – апрель 1943), Брянском (май – октябрь 1943), 2-м Прибалтийском (ноябрь 1943 и март – апрель 1945), 1-м Прибалтийском (ноябрь 1943 – апрель 1944, июль 1944 и август 1944 – март 1945), 3-м Белорусском (июнь – июль 1944) и 1-м Белорусском (апрель – май 1945) фронтах.
Участвовал в обороне Сталинграда, Великолукской, Орловской и Брянской операциях, наступательных боях на витебско-полоцком направлении, Городокской, Витебской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Шяуляйской, Рижской и Мемельской операциях, блокировании курляндской группировки противника и Берлинской операции.
15 декабря 1943 года пятерка истребителей Ла-5 под командованием И.М. Березуцкого, прикрывая наступающие советские войска севернее города Городок Витебской области, встретила в воздухе 25 вражеских бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием шестерки ФВ-190. Несмотря на большое численное превосходство врага наши летчики вступили в бой. Первой же атакой Иван Михайлович зажег один бомбардировщик, по одному истребителю сбили Г.П. Бурлакин и А.П. Маресьев (да-да, тот самый легендарный Алексей Маресьев).
23 февраля 1945 года гвардии майору Ивану Михайловичу Березуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время войны совершил 254 боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 79 воздушных боях лично сбил 18 самолетов противника.
После войны до 1950 года служил в ВВС штурманом 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в группе советских войск в Германии) и штурманом 415-го истребительного авиаполка (в белорусском городе Кобрин). Летал на истребителе Ла-7.
В 1955 году окончил Военно-воздушную академию в подмосковном поселке Монино. В 1955–1958 годах служил в столице Адыгеи – Майкопе заместителем командира 315-й истребительной авиационной дивизии ПВО по огневой и тактической подготовке, с февраля 1958 года – начальником отдела и заместителем начальника штаба 148-го Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО, расположенного в поселке Саваслейка (Нижегородская область). С марта 1969 года полковник И.М. Березуцкий – в запасе.
После увольнения из армии Иван Михайлович поселился в нашем городе. С сентября 1969 года по июль 1987 года работал начальником отдела режима Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
Умер 23 февраля 2000 года. Похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями.
Интересный факт. 23 октября 1942 года приказом командующего Сталинградским фронтом младший лейтенант И.М. Березуцкий был награжден орденом Красной Звезды. Однако из-за того, что 864-й истребительный авиационный полк к этому времени был выведен в тыл и расформирован, Иван Михайлович о своей первой награде так и не узнал – ни тогда, ни много позже…
Лишь в апреле 2004 года, уже после смерти И.М. Березуцкого, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Юрий Росляк и председатель координационного центра «Награды Великой Отечественной войны» полковник в отставке Зиновий Галутин вручили вдове Героя Вере Ивановне Шелякиной удостоверение к ордену, подписанное Президентом России В.В. Путиным, и наградной лист.
Адреса в городе, связанные с Героем: улица Гагарина, дом 6 и улица Менделеева, дом 13.

Яков Ильич Верников (1920 – 1993)

Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск ныне Калужской области. В детстве жил в городах Смоленск (в 1921–1925 г.г.), Москва (в 1925–1927 гг.) и Брянск (в 1927–1929 гг.). С 1929 года вновь жил в Смоленске, где в 1938 году окончил 10 классов школы. Занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1937 году окончил Смоленский аэроклуб и был оставлен в нем летчиком-инструктором.
В армии с октября 1938 года. В мае 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. Служил летчиком в 124-м истребительном авиационном полку (в Западном особом военном округе; город Белосток, ныне Польша). Летал на истребителях И-16.
Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1941 – летчик 199-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северном фронте (июнь-июль 1941 г. и в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО (июль-август 1941). Участвовал в боях на великолукском направлении и прикрытии военных объектов Ярославля и Рыбинска.
С августа 1941 г. – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи, а в январе-апреле 1944 г. – командир 234-го истребительного авиационного полка ПВО. Воевал на Брянском (сентябрь 1941 – апрель 1942), Южном (апрель–июль 1942 и март–июнь 1943), Северо-Кавказском (июль–сентябрь 1942 и январь–март 1943) и Закавказском (сентябрь 1942 – январь 1943) фронтах, в составе Западного фронта ПВО (июнь 1943 – апрель 1944). Участвовал в воздушном прикрытии войск и военных объектов Брянского, Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Донбасса и Украины.
22 июля 1942 в воздушном бою в районе села Чалтырь (Ростовская область) Я.И. Верников сбил вражеский бомбардировщик Ю-87, но и его истребитель И-16 был подбит двумя Ме-109 и загорелся. Яков Ильич спасся на парашюте и приземлился в расположении советских войск, ведущих бой. Вместе с бойцами он отступал за реку Дон, подобрав винтовку убитого бойца, участвовал в боях. Только через несколько дней Я.И. Верников смог вернуться в свой полк.
В апреле–июле 1944 г. – штурман 441-го
истребительного авиационного полка ПВО, в июле–декабре 1944 – помощник командира 147-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО по воздушно-стрелковой службе, в декабре 1944 – мае 1945 – заместитель командира – штурман 145-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. Воевал в составе Северного (апрель – декабрь 1944) и Западного (декабрь 1944 – май 1945) фронтов ПВО. Участвовал в воздушном прикрытии войск и военных объектов 1-го Украинского, 1-го Прибалтийского и 2-го Прибалтийского фронтов.
18 ноября 1944 года майору Якову Ильичу Верникову было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время войны совершил 424 боевых вылета на истребителях И-153, И-16, ЛаГГ-3, Як-7Б и Як-9, в 68 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 1 самолет противника.
После войны продолжал службу в авиации ПВО заместителем командира – штурманом 145-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Рига, Латвия). Летал на истребителях Як-9.
С февраля 1946 – летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания на штопор истребителя МиГ-9 (в 1948 году) и испытания истребителя МиГ-15 на прямой и перевернутый штопор (в 1949–1950 годах). 16 апреля 1949 года Я.И. Верников совместно с Амет-хан Султаном выполнил первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2») и провел его заводские испытания. В 1949–1950 годах участвовал в отработке системы заправки самолета Ту-4, 1 ноября 1951 года совместно с И.И. Шелестом выполнил первую заправку ночью.
Во второй половине 1950-х годов активно сотрудничал с ОКБ О.К. Антонова. Он выполнил первые полеты на самолетах Ан-8 (11 февраля 1956 года), Ан-10 (7 марта 1957 года), Ан-12 (16 декабря 1957 года) и провел их заводские испытания. В 1958–1959 годах выполнил испытания Ан-10 и Ан-12 на критических режимах и на больших углах атаки.
С июля 1966 по декабрь 1975 − старший летчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провел испытания пассажирского самолета Ил-62М. Провел испытания системы дозаправки противолодочного самолета Ил-38 в воздухе днем и ночью. В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъемности на самолете Ил-76. С декабря 1975 года генерал-майор авиации Я.И. Верников – в запасе.
После ухода с летной работы трудился в ОКБ А.С. Яковлева: заместителем начальника летно-испытательного комплекса (1976–1979), начальником летно-испытательного комплекса (1979–1985) и ведущим инженером по летным испытаниям (1985–1988).
Жил в Жуковском, с 1974 года – в Москве. Похоронен на Быковском кладбище.
Заслуженный летчик-испытатель СССР
(20.09.1960), генерал-майор авиации (1971). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
Адрес в городе, связанный с Героем: улица Маяковского, дом 13.

Иван Кириллович Гудимов (1920 – 1995)

Родился 9 августа 1920 года в селе Верхний Бык ныне Воробьевского района Воронежской области. В 1936 году окончил 7 классов школы в родном селе. Трудился в колхозе. В начале 1938 года окончил курсы шоферов и продолжал трудиться в колхозе шофером. С сентября 1938 года работал слесарем на строительстве Южно-Уральского никелевого комбината в городе Орск (Оренбургская область). После завершения строительства комбината работал на нем молотобойцем. В 1939 году окончил Орский аэроклуб.
В армии с апреля 1940 года. В ноябре 1941 года окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Оренбург). В ноябре 1941 – апреле 1942 – летчик 9-го запасного авиационного полка (город Казань).
Участник Великой Отечественной войны: в апреле – августе 1942 – летчик 369-й армейской авиационной эскадрильи связи. Воевал на Волховском фронте (апрель – август 1942). Участвовал в обороне Ленинграда. Совершил 4 ночных боевых вылета на самолете У-2 (По-2), а также несколько вылетов для доставки документов и перевозки офицеров связи.
С сентября 1942 года по март 1943 года в 16-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полку прошел переобучение на штурмовик Ил-2.
В марте 1943 – мае 1945 − летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 448-го штурмового авиационного полка. Воевал на Волховском (март 1943 – февраль 1944), Ленинградском (февраль – апрель 1944 и июнь 1944 – май 1945) и 3-м Прибалтийском (апрель – июнь 1944) фронтах. Участвовал в Мгинской, Новгородско-Лужской, Выборгской, Нарвской, Таллинской и Моонзундской операциях, блокировании курляндской группировки противника.
Во время проведения Выборгской операции вечером 12 июня 1944 года шестерка Ил-2, заместителем ведущего которой был И.К. Гудимов, четырьмя заходами штурмовала три железнодорожных эшелона на станции Перкъярви (ныне станция Кирилловское Выборгского района Ленинградской области). Экипажи уничтожили восемь железнодорожных вагонов, две автомашины, разрушили две пристанционные постройки, среди эшелонов наблюдался взрыв большой силы. 17 июня 1944 года шестерка Ил-2 в том же составе обнаружила железнодорожный состав на станции Лейпясуо (Выборгский район Ленинградской области). Группа произвела четыре захода на цель, подавив огонь зенитки и уничтожив при этом семь железнодорожных вагонов, а также вызвав большой пожар на станции. За эти боевые вылеты командир звена лейтенант И.К. Гудимов был представлен к ордену Богдана Хмельницкого III степени, однако в итоге был награжден довольно редким среди летчиков полководческим орденом Суворова III степени.
За время войны совершил около 120 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника. Из совершенных боевых вылетов на Ил-2 совершил в качестве ведомого 13 вылетов, ведущим звена и заместителем ведущего групп самолетов – 50 вылетов, в паре на разведку оборонительных сооружений, скоплений техники и живой силы противника без прикрытия своих истребителей – 28 вылетов.
23 февраля 1945 года старшему лейтенанту Ивану Кирилловичу Гудимову было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи 448-го штурмового авиационного полка и командиром звена 703-го штурмового авиационного полка (в Ленинградском военном округе, Эстония). В апреле 1947 – марте 1950 – заместитель командира авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Ленинградском военном округе; город Тарту, Эстония). Летал на штурмовиках Ил-2 и Ил-10.
В декабре 1950 года окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. В феврале 1951 – мае 1953 – заместитель командира авиаэскадрильи 829-го штурмового авиационного полка (в городе Порт-Артур в Китае; с сентября 1952 года – в Забайкальском военном округе). Летал на штурмовиках Ил-10. Весной 1953 года по состоянию здоровья Иван Кириллович был списан с летной работы.
В мае 1953 – декабре 1956 – дежурный офицер-штурман и офицер оперативного отделения штаба 29-й истребительной авиационной дивизии (в Дальневосточном военном округе; город Южно-Сахалинск).
В сентябре 1957 года окончил 1-е Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС (город Липецк). В сентябре 1957 – декабре 1961 – офицер и помощник начальника оперативного отделения 9-й истребительной авиационной дивизии (в Московском военном округе; поселок Кубинка Одинцовского района Московской области). С декабря 1961 года майор И.К. Гудимов – в запасе.
После увольнения из армии с января 1962 года жил в Жуковском. Работал техником, старшим техником и инженером НИО-8 в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. Умер 24 января 1995 года. Похоронен на кладбище «Островцы».
Подполковник (1975). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова III степени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
Почетный гражданин Нарвы (1984).
Адреса в городе, связанный с Героем: улица Менделеева, дом 5 и улица Гагарина, дом 22.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут