Крупнейшие отечественные авиазаводы продолжали работу по изготовлению самолетов в период карантина
ТАНТК им. Г.М.Бериева
В конце апреля на Таганрогском авиазаводе, по официальной информации, на производстве было занято около 50% сотрудников. Губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил, что на производстве соблюдаются все санитарные нормы во время работы предприятия.
Сейчас в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г.М.Бериева ведется сборка второго самолета-амфибии Бе-200ЧС/ПС (№ 355) для авиации ВМФ России. Машину планируется построить и сдать военным в нынешнем году. На авиазаводе также находится первый Бе-200ЧС/ПС (№ 311) для авиации ВМФ России, который первый раз взлетел в феврале нынешнего года. Сейчас машина проходит приемо-сдаточные испытания.
В конце 2018 г. ОАК и Минобороны России подписали контракт на поставку трех самолетов-амфибий в поисково-спасательном варианте с функцией пожаротушения в период с 2019 г. по 2021 г. Следует сказать, что за прошедшие почти двадцать лет, если вести отчет с начала постройки первых серийных машин Бе-200 вначале в Иркутске, а затем в Таганроге, построено около 20 самолетов (вместе с опытными образцами).
По данным системы СПАРК, убыток ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» составил 3,6 млрд. рублей в 2019 г. За 2019 г. убыток увеличился на 800 млн. руб. Выручка авиазавода за 2019 г. была на уровне 6,1 млрд. руб.
ВАСО
У Воронежского авиазавода (ВАСО) сейчас две приоритетные программы: легкий военно-транспортный самолет (ЛВТС) Ил-112В и модернизированный дальнемагистральный авиалайнер Ил-96-400М.
Первую опытную машину Ил-112В (№ 0101) после первого полета, состоявшегося 30 марта 2019 г., поставили в цех ВАСО и в течение 2019 г. – начала 2020 г. специалистам ПАО «Ил» удалось снизить массу первого опытного образца ЛВТС на одну тонну за счет использования новых материалов, доработанного бортового оборудования, за счет оптимизации бортовых систем и др. Сейчас первый опытный образец самолета Ил-112В находится на заводе-изготовителе ВАСО, где проходит дальнейшую доработку. На машине также установили дополнительную контрольно-записывающую аппарату.
Авиалайнер Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии – на основе машины Ил-96-400Т,которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров.
Строительство самолета планируется завершить к концу 2020 г. Первый полет опытного образца Ил-96-400М намечен на 2021 г. в Воронеже. После этого усовершенствованный авиалайнер будет передан для наземных и летных испытаний специалистам ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ил», расположенный в Жуковском. Вначале пройдут заводские летные испытания самолета, затем дополнительные сертификационные испытания, которые в должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа – одобрения главного изменения конструкции.
Летные испытания машины Ил-112В планируется продолжить в нынешнем году после того, как будет завершен основной этап реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома «Придача» ВАСО. Реконструкцию ВПП начали в апреле прошлого года. Генеральным проектировщиком проекта является АО «Казанский ГипроНИИавиапром». Всего на реконструкцию аэродрома «Придача» было запланировано выделить 2,65 млрд. рублей. Из них 2,15 млрд. руб. должен был выделить федеральный бюджет, а из внебюджетных источников собирались направить около 500 млн. руб.
Завершение первого этапа (основного) реконструкции ВПП авиазавода намечается на май 2020 г. Полностью реконструкцию двухкилометровой ВПП авиазавода планируют завершить к концу 2020 г. Сейчас на ВПП делают верхнее покрытие из бетона на заключительных 150 метрах, оборудуют асфальтобетонные обочины, степень готовности которых составляет 75%, ведут монтаж светосигнального оборудования (степень готовности – 55%), завершают монтаж средств радиотехнического обеспечения полетов (степень готовности – 75%).
Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнаФ) компании «Региональные самолеты»
В конце февраля 2020 г. компанию «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» переименовали в компанию «Региональные самолеты (РС)» и присоединили в качестве филиала к корпорации «Иркут». Филиалами ПАО «НПК «Иркут» кроме АО «РС» также стали АО «Новые гражданские технологии» и ООО «ОАК – центр комплексирования».
В наступившем 2020 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) пока выпущены две машины SJ-100. Эти машины предназначены для «Аэрофлота». На конец апреля 2020 г. поставлено заказчикам пять новых самолетов. Выкатка 200-го авиалайнера «Суперджет-100» под серийным номером 95.200 (регистрационный № 89140) из цеха окончательной сборки авиазавода совпала с юбилеем: 15-летием основания производства гражданских самолетов компании «Сухой». Выкатка состоялась в начале февраля нынешнего года. 200-я машина SJ-100, которая тоже предназначена для «Аэрофлота», должна подняться первый раз в воздух в мае.
Производственный план КнАФ на 2020 г. – приблизительно 20 машин SJ-100. В 2019 г. на авиазаводе было построено 19 авиалайнеров «Суперджет-100», а поставлено заказчикам 6 самолетов.
В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения стали поступать в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» в январе 2020 г. Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Пока профинансирована поставка первых десяти самолетов. Это единственный на сегодняшний день крупный заказ у компании «РС» (бывш. «ГСС»).
Согласно отчетности, в 2019 г. компания «ГСС» продала всего один самолет. Выручка «ГСС» за три квартала 2019 г. упала в 4,5 раза, до 6 млрд. руб., а чистый убыток вырос в 2,5 раза. Долгосрочные обязательства на декабрь 2018 г. составляли 44,1 млрд. руб., краткосрочные – 66,1 млрд. руб.