«Дедушка корабельной авиации»

Воспоминания об ученом ЦАГИ, прошедшем войну Кирилле Васильевиче Захарове

1631

В июне этого года мы бы отметили с Кириллом Васильевичем его 95-летие. С его неуемным характером это был бы замечательный день: пришло бы много друзей, родственников, коллег по работе, ученых, летчиков-испытателей… Но так сложилось, что мы с ним простились в его 94-ю годовщину в Островцах…

Кирилл Васильевич прожил большую, насыщенную событиями жизнь, которая тесно переплеталась с жизнью страны. Родился в 1925 году в Ленинграде. Рассвет 22 июня 1941 года он встретил на пароходе, когда возвращался с родными из поездки в Выборг. Наблюдал, как самолеты на бреющем полете сбрасывали какие-то бочки в море. Расстраивался, что, как ему казалось, делали это не точно… А это немцы минировали фарватер. Потом была страшная зима в блокадном Ленинграде. По весне ему с матерью удалось эвакуироваться в один из городов Сибири. Едва поправившись после ужасных месяцев жизни в блокадном городе, Кирилл Васильевич ушел на фронт. Всю свою фронтовую жизнь он был в танковой армии под командованием маршала Рыбалко. С ней он освобождал Киев и правобережную Украину, с ней брал Берлин и освобождал Прагу. Все это он нам рассказывал обычно на 9 мая. Его солдатская правда о войне была честной и поучительной. Он рассказывал о чести, о подлости, о мужестве и трусости… и о том, как наперевес с теннисными ракетками за спиной их, освободителей, встречали в Праге. Так что, то что там сейчас сносят памятники, – это оттуда, из 1945 года.

Война закончилась, но очевидно, была мечта заниматься наукой, и он поступил в Ленинградский Государственный Университет на математико-механический факультет. После окончания ЛГУ в 1953 году Кирилл Васильевич приезжает в молодой подмосковный город и навсегда связывает свою жизнь с авиацией, г. Жуковским и ЦАГИ. 50-е-70-е годы для ЦАГИ были золотой эпохой: перспективные темы и направления, новые типы самолетов, огромная востребованность в новых идеях, в институте бурлила научная мысль, было много амбициозных, талантливых молодых людей. …И из молодого специалиста Кирилл Васильевич вырос в ученого в области динамики полета и систем управления самолетами. Он попал в коллектив, которым руководили такие видные ученые в области динамики полета, как академик Г.С. Бюшгенс и доктор наук Г.В. Александров. Сначала это была лаборатория № 2, а затем с 1961 года – НИО-15 – научно-исследовательское отделение динамики полета и систем управления. Кирилл Васильевич возглавил научный сектор № 14. В 1964 году Кирилл Васильевич защитил кандидатскую диссертацию и через некоторое время получил звание старшего научного сотрудника.

Кирилл Васильевич внес свою лепту в осуществление программы «Буран». Совместно с КБ «Молния» на пилотажном стенде ЦАГИ отрабатывались вопросы бездвигательной посадки. Работу на стенде выполнял летчик ОКБ им. Микояна А.Г. Фастовец.

Начиная с 70-х годов основные направления его научной деятельности были связаны с проблемами устойчивости и управляемости маневренных самолетов палубного и короткого базирования. Важной его заслугой является разработка методов управления при взлете с трамплина и посадки на палубу. Разработанные им требования к характеристикам управляемости, шасси и обзору летчика были учтены при проектировании палубных самолетов Су-33, МиГ-29К и Су-25 УТГ. За работы по корабельной тематике ему присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ».

Под его руководством разработана методика моделирования взлета и посадки на палубу и создан пилотажный стенд МК-10, на котором были проведены исследования точности и безопасности взлета и посадки, а также подготовка летчиков ОКБ Сухого, ОКБ Микояна, ЛИИ и ВВС ВМФ перед выполнением первых взлетов с трамплина и посадок на палубу.

Мы часто вспоминаем эпизод, связанный с началом исследований в нашей стране по корабельной тематике. В 70-х годах в нашем ДК очень популярен был киноклуб, где показывали интересные зарубежные фильмы, которые не выпускались на большой экран. Так вот однажды на киноклубе показали французский фильм «Небо над головой» – фильм о летчиках и авианосце «Клемансо». Кириллу Васильевичу удалось договориться о копии этих эпизодов, после чего в ЦАГИ был проведен покадровый анализ этих материалов и снят технический фильм. Это сейчас понятно по какой траектории происходит посадка на корабль, а тогда с помощью анализа фотографий удалось показать, что самолеты касаются палубы с огромной вертикальной скоростью и летчик испытывает в этот момент большие перегрузки. Позже эти кадры всегда показывали нашим летчикам, которые готовились осваивать посадку самолета на палубу.

В рамках палубной тематики коллектив, возглавляемый К.В. Захаровым, совместно с ЛИИ и ОКБ выполнил цикл исследований по выбору характеристик палубной оптической системы посадки, которые были приняты для авианосца «Адмирал Кузнецов». Была разработана и предложена форма трамплина, обеспечившая необходимые условия взлета самолета. К.В. Захаровым предложена система имитации посадки на безопасной высоте, позволяющая отрабатывать посадку на авианосец в отсутствии реального корабля. Система имитации качки и аварийная система посадки были использованы для летных испытаний палубных самолетов. Многие результаты проведенных им исследований были использованы в промышленности, а ряд его предложений еще ждут своей реализации на практике.

Кирилл Васильевич автор большого числа печатных работ и 10 изобретений, лауреат премии ЦАГИ. При этом он никогда не выпячивал  своих заслуг, но всегда, и особенно в последние годы, будучи председателем совета ветеранов отделения, старался, чтобы не забыли ни одного участника войны, участника трудового фронта. Считал своим долгом, чтобы мы помнили обо всех, кто сражался и на фронте, и в тылу. К 50-летию Победы, 25 лет назад, он уговорил, чтобы сотрудники отделения оставили свои письменные воспоминания о войне. Недавно в нашем архиве мы нашли этот документ. А  в июне 2018 года, когда участников войны осталось совсем мало, Кирилл Васильевич стал инициатором проведения Дня памяти 22 июня – начала войны, и темой этого вечера были рассказы сотрудников института о своих родных – участниках боевых событий, воспоминаний родных о тяжелой жизни в оккупации, в тылу.

Более 10 лет, до конца своих дней, Кирилл Васильевич боролся за увековечивание памяти о такой трагедии нашего народа, как гибель более 10000 наших воинов и гражданских лиц в течение 3 дней августа 1941 года в процессе эвакуации из Таллина. Впоследствии это событие назвали Таллинским переходом. Для него это была и семейная трагедия – во время перехода погиб его старший брат, курсант военно-морского училища.  Кирилл Васильевич долгие годы писал письма госчиновникам, видным военным и деятелям культуры, был организатором и участником передач на телевидении с рассказами о событиях тех дней на Балтике, чтобы власти приняли решение об увековечивании в Санкт-Петербурге памяти о подвиге людей, погибших в этой трагедии. Он даже рисовал эскизы этого памятника, но к сожалению, его до сих пор так и не установили.

Рассказывая о Кирилле Васильевиче, нельзя не вспомнить о его музыкальных способностях и его тяге к прекрасному. В течение многих лет он участвовал в музыкальных вечерах, а в последние годы сам их организовывал. Его «коньком» была игра на мандолине. Кстати любовь к искусству он привил и детям, его дочь Ольга стала прекрасным педагогом по классу фортепиано и не раз выступала как профессионал на наших вечерах.

В ноябре прошлого года Клуб Героев нашего города провел замечательный праздник, посвященный 30-летию первой посадки отечественных самолетов на наш авианосец «Тбилиси» – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». К сожалению, Кирилл Васильевич не дожил до этого дня, а ведь он по достоинству был бы приглашен на сцену в ряду тех, кто осуществил и вложил наибольший вклад в успех этого проекта. К Кириллу Васильевичу с уважением и любовью относились наши летчики-испытатели: В.Г. Пугачев, Т.О. Аубакиров, С.Н. Мельников, П.Н. Власов, А.Н. Квочур, Р.П. Таскаев. Особые симпатии вызывал у Кирилла Васильевича  Т.А.Апакидзе, который первым из морских летчиков совершил посадку на корабль и был таким же энтузиастом палубной посадки как и сам Кирилл Васильевич. Именно Т.А.Апакидзе сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера в составе России. Как-то один из наших замечательных летчиков Н.Ф. Диордица спросил: «Как там поживает дедушка корабельной авиации? Работает? Это хорошо!».

Последние свои дни Кирилл Васильевич был очень слаб и находился в нашей городской больнице. На вопрос навестившей его бывшей сотрудницы его сектора Татьяны Потаповой о самочувствии, Кирилл Васильевич  еле слышно сказал: “Я знаю как помочь летчику при посадке на палубу при боковом ветре.”

Мы никогда не разговаривали с ним о религии, но оказалось, что Кирилл Васильевич был крещен. Отпевали его в храме и на Островецком кладбище два батюшки из Санкт-Петербурга, с которыми он дружил.

Боевой и трудовой подвиг Кирилла Васильевича отмечен многими орденами и медалями: орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», почетным знаком «Житель блокадного Ленинграда», медалями «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги», медалью в честь 300-летия Российского флота, почетным «Золотым знаком ЦАГИ».

С уходом Кирилла Васильевича Захарова в ЦАГИ закончилась эпоха ученых, прошедших Великую Отечественную войну, но память о Кирилле Васильевиче – Человеке с большой буквы – навсегда останется в наших сердцах.

Сотрудники сектора №14  О. Ткаченко, Т. Потапова, Т. Уткина

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.