ЖВ продолжают цикл публикаций о наших выдающихся земляках — летчиках-испытателях и ученых, оставивших свой след в истории. Пятое апреля является юбилейным днем для заслуженного летчика-испытателя СССР Олега Всеволодовича Дружинина и заслуженного штурмана-испытателя СССР Петра Андреевича Кондратьева. Они родились в один день с разницей в 10 лет. Увы, но ни Олега Всеволодовича, ни Петра Андреевича давно нет в живых. Светлой памяти этих испытателей посвящается данный материал.
100 лет со дня рождения
Петр Андреевич Кондратьев (1920-1995)
Заслуженный штурман-испытатель СССР (9.06.1966), полковник.
Родился 5 апреля 1920 года в селе Кутли Пичаевского района Тамбовской области. Вскоре после рождения его семья переехала в Моршанск Тамбовской области. В 1939 году Петр Андреевич окончил школу и был призван в армию. После окончания в 1940 году Мелитопольского военного авиационного училища штурманов, в течение двух лет работал в нем в штурманом-инструктором. В 1942-1946 гг. Петр Андреевич был штурманом экипажа и штурманом звена 9-го запасного авиационного полка, дислоцировавшегося в Казани. С ноября 1943 по март 1944 года в должности штурмана звена 96-го гвардейского бомбардировочного полка Петр Андреевич принимал участие в боях Великой Отечественной войны на Белорусском фронте. За это время осуществил 11 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. В 1946-1952 гг. служил в военно-воздушных войсках. 24 года (1952-1976 гг.) своей жизни Петр Андреевич посвятил испытательной работе в Летно-исследовательском институте. В качестве штурмана-испытателя принимал участие в первом вылете Ан-8 и его испытаниях в 1956 году. Также Петр Андреевич осуществил испытания Як-25 РМ, навигационной системы «Свод», радиолокационной системы «Эмблема», двигателя ВК-7 на самолете — летающей лаборатории Ту-4ЛЛ и участвовал в испытаниях таких самолетов, как Ан-10, Ан-12, Ту-16, Ту-124. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1966 года Петр Андреевич Кондратьев был удостоен почетного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы был (в 1976-1977 гг.) штурманом наведения, старшим руководителем полетов (в 1977-1987 гг.) и вновь штурманом наведения (1987-1991 гг.) в Летно-исследовательском институте. Умер Петр Андреевич Кондратьев 5 марта 1995 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Амет-хан Султана, дом 9.
90 лет со дня рождения
Олег Всеволодович Дружинин (1930-2001)
Родился 5 апреля 1930 года в Москве. В 1948 году окончил среднюю школу и Московский аэроклуб. После окончания в 1951 году Борисоглебского военного авиационного училища Олег Всеволодович служил в строевых частях ВВС. В 1961 году вышел в запас. Окончив в 1962 году Школу летчиков-испытателей, Олег Всеволодович посвятил 16 лет своей жизни испытательной работе в летно-исследовательском институте. За это время осуществил такие важные работы, как испытания катапультных кресел на самолете Су-9У, испытания Як-27Р на колесно-лыжном шасси, испытательные работы на самолетах Ан-12, Ан-24, МиГ-19, МиГ-21, Су-9, Су-11, Су-17, Ту-16, Як-25 по тематике ЛИИ. Помимо испытательной работы являлся летчиком-инструктором Школы летчиков-испытателей, воспитав целую плеяду выдающихся летчиков, удостоенных высоких наград. В 1997 году заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Петрович Короткий вспоминал в интервью для книги «ШЛИ со временем» о своем инструкторе Олеге Дружинине: «С Олегом Всеволодовичем Дружининым я познакомился в полетах на Ан-24. В моем сознании летчика-истребителя не укладывалось, как я смогу управлять тяжелым самолетом, а потому все свое внимание я сосредоточил на работе инструктора. Из того полета сделал вывод, что смогу управлять тяжелым самолетом после определенной подготовки.
Олег Всеволодович приказом был назначен инструктором у меня и у Виктора Рындина. Что поражало в нашем инструкторе, так это большущая работоспособность и профессионализм. Он мог с утра летать на МиГ-21, в обед — на суховских машинах, а после обеда и короткого отдыха — на Ан-24 вечером с плавным переходом к ночным полетам. И еще огромное спасибо Олегу Всеволодовичу за то, что научил меня летать на самолете Ту-16. Дело в том, что после гибели экипажа Амет-хан Султана на летающей лаборатории Ту-16 у меня к этому самолету было предвзятое отношение. Я даже пытался как бы «улизнуть» от полетов на Ту-16, так как можно было его заменить Ту-124. Твердое же слово инструктора: «Будем летать на Ту-16» — стало вердиктом. Психологический барьер был снят, более того, трем слушателям — мне, Саше Комарову и Толе Левченко — разрешили на этом самолете самостоятельные полеты друг с другом. И даже главный штурман ШЛИ Борис Александрович Лопухов летал с нами (по тем ощущениям) с удовольствием». С большой благодарностью о своем инструкторе в книге «ШЛИ со временем» вспоминал и заслуженный летчик-испытатель РФ Александр Васильевич Махалин: «Великолепным был инструкторский состав, обтесывавший нос до пристойных испытательских кондиций: М.М.Котельников, О.В.Дружинин, В.И.Кирсанов, В.И.Короткий, Э.В.Каарма, А.И.Фирсов. О каждом можно сказать много и только словами благодарности. Мне же, вкупе с Т.Аубакировым и А.Вуйкивым, повезло, я считаю, больше других — нас курировал Олег Всеволодович Дружинин. Выпускник московской средней авиаспецшколы, столь же фирменного Борисоглебского училища и, естественно, Школы летчиков-испытателей, он в полной мере владел всеми премудростями профессии, и ему было что передавать «юным» неофитом. Высоченный, худой, с энергичными руками, Олег Всеволодович был совершенно неповторим в жесте и движении. К нашему восторгу, был он еще и завзятый книгочей, выдумщик и острослов; слушать его объяснении, летчицкие истории минувших дней, просто рассказы о том о сем — а он являлся неистощимым кладезем всевозможных сведений — было истинным наслаждением. Его манера повествовать завораживала и подталкивала к подражанию, и не один выпуск щеголял дружининскими словечками долгое время после окончании Школы. И, уж конечно, навсегда вошло в лексикон каждого дружининского питомца универсальное «сталбытьсудьба». Однако не его веселый нрав, доброжелательность и контактность создали ему авторитет глубокочтимого профессионала. Он действительно крепко любил свое дело, драпируя это чувство самоиронией и лихим имиджем невозмутимого вольного ковбоя. Отношение его к своей профессии становилось понятным в процессе полетов с ним, оставивших чувство редкого удовольствия и удовлетворения. О педагогических основах деятельности Олега Всеволодовича я не говорю — здесь было все в порядке». 17 августа 1978 года Олег Всеволодович Дружинин был удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы трудился в Школе летчиков-испытателей — в начале (в 1978-1979 гг.) руководителем полетов, а затем — старшим инженером (1979-1993 гг.) и инженером (1993-1996 гг.). Умер Олег Всеволодович Дружинин 15 февраля 2001 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Чкалова, дом 2.