Пока мы помним, они живы. Поиски ветеранов 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД) позволили выявить уникальный случай: воздушный стрелок-радист, гвардии старшина Василий Повжик последовательно служил во всех трех авиаполках, входивших в состав авиадивизии.

После публикации пять лет назад первых очерков о летном составе 746-го авиаполка, базировавшегося в годы войны на аэродроме ЛИИ, в ЖВ было опубликовано обращение к читателям газеты. В нем предлагалось прислать сведения или рассказать о родственниках, служивших в годы Великой Отечественной войны в 746-м
АП, а впоследствии в 25-м гвардейском Орловском бомбардировочном АП.
Первой весточкой от читателей было послание по электронной почте от Юрия Шапочкина, в котором он кратко рассказал о своем отчиме, гвардии младшем лейтенанте, воздушном стрелке-радисте Максиме Терентьевиче Зинченко (1914-1945). Очерк о М.Зинченко был опубликован в ЖВ.

Второй весточкой-сигналом стал звонок в начале 2020 г. моего хорошего знакомого с сообщением о том, что отец его жены Ольги Васильевны – гвардии старшина Василий Повжик служил в 746-м АП.

Краткая военная биография Василия Повжика

Василий Иванович Повжик родился в 1919 г. в деревне Глушец, Ловецкого района, Гомельской области Белоруссии. В Красную армию был призван Сталинским райвоенкоматом украинского города Запорожье в 1940 г. и направлен служить в ВВС Красной армии. В 1940 г. он прошел обучение в Школе младших авиационных специалистов, после которой получил назначение в экипаж фронтового бомбардировщика СБ воздушным стрелком-радистом. В действующей армии Василий Повжик был с первого дня Великой Отечественной войны. На самолете СБ он совершил 4 дневных боевых вылета. Полк, в котором Повжик воевал, понес большие потери в первые месяцы войны, и затем был отправлен на переформирование.

В августе 1942 г. Василия Повжика направили служить воздушным стрелком бомбардировщика Пе-8 в 746-й авиаполк 45-й авиадивизии АДД. Так он попал на аэродром ЛИИ в поселок Кратово Раменского района Московской области. С августа 1942 г. он летал в экипаже, которым командовал майор Василий Обухов (будущий Герой Советского Союза). Необходимо сказать, что в 1943 г. Василий Иванович Повжик участвовал в выполнении особо важных заданий: в бомбовых налетах на военные объекты в глубоком тылу нацистской Германии – 22 апреля на Инстербург и 12 мая на Варшаву.

В августе 1943 г. старший сержант В.Повжик, ставший к этому времени воздушным стрелком-радистом бомбардировщика Пе-8, был награжден орденом Красной Звезды за успешное выполнение боевых заданий. На момент награждения орденом Красной Звезды Василий Иванович совершил 70 боевых ночных вылетов на бомбардировщике Пе-8.

Вместе с ним в экипаже майора Обухова летал в качестве воздушного стрелка азербайджанец Камран Кахраманов, очерк о котором был опубликован в мае 2019 г. в «ЖВ». «О командире экипажа майоре Василии Обухове и штурмане капитане Михаиле Кононенко также были опубликованы очерки в «ЖВ» в рубрике «Пока мы помним, они живы».

В начале 1944 г. Василий Иванович был переведен в 890-й АП на машину Пе-8, а затем в начале 1944 г. в 362-й АП, входивший в состав 45-й АД. 362-й АП был сформирован в январе-феврале 1944 г. на базе четырех экипажей самолетов Пе-8, выведенных из состава 25-го гвардейского Орловского авиаполка (до осени 1943 г. – 746-й АП) и 890-го АП. Впоследствии все машины Пе-8 вернули в 25-й и 890-й АП.
В феврале-марте 1944 г. на вооружение сформированного 362-го АП стали поступать средние бомбардировщики Б-25 «Митчелл» американского производства, полученные СССР по лендлизу. Гвардии старшина Василий Повжик в качестве воздушного стрелка–радиста бомбардировщика Б-25 начал выполнять полеты в 362-м
АП с июля 1944 г. Экипаж бомбардировщика Б-25 «Митчелл» состоял из шести человек.

Необходимо также сказать, что в поселке Стаханово Василий Повжик познакомился с местной жительницей Марией Васильевной Братцевой, которая в 1944 г. стала его женой.

экипаж бомбардировщика Пе-8
командир корабля майор В.Обухов, крайний справа Василий Повжик

Боевое задание − бомбить порт Виндавы

Согласно боевому донесению штаба 45-й АД Авиации дальнего действия, в ночь с 16 на 17 октября 1944 г. авиадивизия силами двух полков – 890-го и 362-го произвела один боевой вылет на порт Виндава (ныне латвийский город Вентспилс). Экипажам бомбардировщиков Б-25 двух авиа-полков было дано боевое задание уничтожать суда, стоящие под погрузкой в порту Виндава.

Маршрут полета был таков: Балбасово (Оршанский район Витебской области Белоруссии, там с лета 1944 базировалась 45-я АД) – Двинск – порт Виндава – Двинск – Балбасово. Взлет бомбардировщиков 890-го АП был назначен на 18.00, а для машин 362-го АП – на 18.09. На боевое задание вылетело 24 самолета Б-25, из них 23 машины – на нанесение бомбового удара по порту и судам, один самолет (самый первый) – на разведку погоды.

Как сказано в боевом донесении, «из вылетавших на выполнение боевого задания 21 самолет бомбардировал цель, два самолета из-за неисправности материальной части задание не выполнили, с маршрута возвратились, бомбы сбросили на своей территории, после чего произвели посадку на своем аэродроме благополучно».
Необходимо сделать отступление и рассказать об обстановке на фронте осенью 1944 г. в Прибалтике. Осенью 1944 г. город Виндава (Вентспилс) оказался в зоне Курляндского котла. К середине 1944 г.

в этом районе Прибалтики двумя советскими фронтами была зажата по линии Тукумс – Лиепая большая группировка германских войск, так называемая в официальной военной историографии Курляндская группировка немецко-фашистских войск, численностью около 400 тыс. человек (в последней фазе сражения около 230 тыс. человек). Это окружение не являлось котлом в полной мере: немецкая группировка не была полностью блокирована с моря и потому имела достаточно свободное сообщение с основными силами вермахта. С октября 1944 г. по март 1945 г. советскими войсками было предпринято шесть попыток ликвидации Курляндского котла. Бои велись вплоть до подписания акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 г.
Советские войска вошли в Вентспилс (Виндаву) только 10 мая 1945 г. Отдельные боевые действия прекратились только после 23 мая 1945 г.
…Бомбардировщики Б-25 «Митчелл» заходили на порт с юга, а отходили от цели с правым разворотом. По докладам экипажей, в 6-8 км южнее цели работали 8 мощных прожекторов системы ПВО противника. В районе порта в небе патрулировали истребители противника типа Ме-109. «Мессершмитты» производили атаки сзади-снизу с дистанции 200-300 м.

Удар по цели самолеты двух авиаполков наносили с 20.10 до 20.20.
В 19.16 при подлете к цели экипаж бомбардировщика Б-25 362-го АП (№ 33834) под командованием лейтенанта Геннадия Болдырева сообщил по радио, что проходит район железнодорожной станции Вильно-Двинск.

В 20.06 воздушный стрелок-радист В.Повжик донес по радиосвязи: «Занят, иду на пулемет», после этого самолет на связь больше не выходил. В 20.22 над целью экипажи «Митчеллов» наблюдали воздушный бой и загоревшийся самолет. Предположительно наш бомбардировщик был сбит истребителем противника.
На свой аэродром возвратились 23 самолета Б-25. Последний бомбардировщик Б-25 «Митчелл» произвел посадку на аэродроме Балбасово в 23.00.

С боевого задания не вернулся экипаж машины Б-25 «Митчелл» (№ 33834) в составе: командир корабля, лейтенант Геннадий Яковлевич Болдырев (1917 г.р.); второй летчик, техник-лейтенант Илья Никитович Дмитриенко (1918 г.р.); штурман, старший лейтенант Алексей Иванович Силин (1918 г.р.); воздушный стрелок-радист, гвардии старшина Василий Иванович Повжик (1919 г.р.), воздушный стрелок, сержант Василий Иванович Агафонов (1926 г.р.); воздушный стрелок, сержант Юрий Алексеевич Маклецов (1926 г.р.).

Никто из них в свою часть так и не вернулся. Все они стали числиться как пропавшие без вести. Это означило, что их семьи не получали никакого денежного пособия.
…Василий Иванович знал, что его жена Мария Васильевна беременна, но он так и не узнал, что в январе победного 1945 г. у него родилась дочь, которую назвали Ольгой.

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"