110 лет со дня рождения Сергея Анохина
ЖВ в рамках рубрики «Лица города» рассказывают о людях, оставивших свой след в истории и Жуковского, и страны. В этом номере мы вспоминаем великого летчика, прославившего отечественную авиацию своими смелыми испытаниями. Речь идет
о Сергее Николаевиче Анохине.
Его жизнь началась еще в Российской империи, а завершилась в тот момент, когда в стране Советов начались глобальные изменения, приведшие к краху социалистического строя. Сергей Николаевич − это человек, о котором можно смело сказать — человек-птица. А еще летчик показал беспрецедентную стойкость характера, вернувшись к испытательной работе после тяжелой травмы, стоившей ему глаза. Всю свою жизнь он посвятил авиации. Родился Сергей Николаевич 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1910 года в Москве. Свою трудовую деятельность будущий Герой после окончания семилетней школы начинал на железной дороге, где работал укладчиком шпал, а затем был слесарем в ремонтных мастерских и шофером. Занимаясь в кружке планеристов им. Кухмистерова, с 1929 г. летал на построенном силами кружка планере ИТ-4-бис. Спустя год Сергей Анохин окончил Московскую планерную школу. С января по ноябрь 1931 года учился в Высшей летно-планерной школе, находившейся в крымском Коктебеле, а в 1932 году окончил Центральную летную школу Осоавиахима в Тушине. В течение четырех лет (1931-1935 гг.) Сергей Николаевич был инструктором Высшей планерной школы. 2 октября 1934 года провел опасный эксперимент с преднамеренным разрушением планера «Рот-Фронт-1» в воздухе. Спустя две недели, 18 октября 1934 года, летчик, проведя в воздухе 32 часа и 11 минут, стал автором всесоюзного рекорда продолжительности полета.
Следующими стали рекорды высоты полета в 2340 метров и прыжка с парашютом на сверхнизкой высоте — 100 метров методом срыва. В 1935 году Сергей Анохин окончил Высшую парашютную школу. Пять лет своей жизни (1935-1940 гг.) Сергей Николаевич отдал работе в Турции, где стал основателем общества «Турецкая птица» и занимался подготовкой планеристов. Вернувшись на родину, работал в Центральном аэроклубе командиром планерного звена и командиром планерного отряда. В 1941 году стал мастером парашютного спорта СССР. После начала Великой Отечественной войны Сергей Николаевич принимал активное участие в испытаниях военной техники, был командиром летно-испытательного отряда Опытно-испытательного полигона ВДВ и командиром летного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В конце лета − начале осени 1942 года летчик провел уникальные испытания и осуществил первый полет планера А-40 (летающий танк), который предполагалось использовать для десантирования танка Т-60. В апреле 1943 года вместе с летчиком Юрием Желютовым совершил единственный за все годы войны взлет планера Г-11 с партизанского аэродрома. С осени 1943 года Сергей Николаевич был на испытательной работе в летно-исследовательском институте. За короткое время Сергей Николаевич испытал такие самолеты как «302П» в планерном варианте, Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с, Як-3ПД, В 1944-1945 гг. летчик выполнил важные исследования по влиянию перегрузок на организм и работоспособность авиатора в полете. 17 мая 1945 года во время контрольных испытаний истребителя Як-3 на прочность, отломилось крыло, из-за чего летательный аппарат стал вращаться с ускорением вокруг продольной оси. Летчик успел совершить прыжок с парашютом, но получил тяжелые травмы, стоившие ему левого глаза. Несмотря на все неблагоприятные прогнозы врачей, Сергей Анохин добился возвращения на работу испытателем ЛИИ. В 1947-1950 гг. выполнил первые полеты самолетов Як, 19/2, Як-25, МиГ-15/2, Як-23УТИ, Як-30, Як-50, Як-20/2. Летом 1949 года при выполнении испытаний Су-15 П на высоте 7 тысяч метров развилась столь интенсивная тряска, что Сергей Николаевич был вынужден покинуть самолет буквально в последний момент. В 1950 году летчик установил всесоюзный рекорд скорости на самолете Як-50. В том же 1950 году был удостоен звания «Заслуженный мастер спорта СССР». В течение двух лет (1951-1953 гг.) Сергей Николаевич проводил совместно с Амет-хан Султаном, Федором Бурцевым и Василием Павловым испытания пилотируемого аналога самолета — снаряда КС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1953 года Сергею Николаевичу Анохину было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же 1953 году летчик совместно с Ф.И. Бурцевым и Амет-хан Султаном был удостоен Сталинской премии второй степени за 1952 год за выдающиеся изобретения. В 1954-1955 гг. выполнил дозаправку самолета МиГ-15бис топливом в полете от Ту-4.
В 1956 году испытатель получил и престижную международную награду — диплом Тиссандье Международной авиационной федерации (ФАИ). А 17 февраля 1959 года Сергей Николаевич Анохин стал первым человеком, удостоенным почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Всего за годы испытаний Сергей Николаевич освоил около 200 типов самолетов и планеров, совершил свыше 250 прыжков с парашютом в том числе и пять вынужденных. В 1960 году С. Анохин участвовал в полетах на самолете-лаборатории Ту-104 для исследования невесомости. Уйдя с испытательной работы в 1962 году, продолжил работать в ЛИИ заместителем начальника летно-испытательного комплекса по методическим вопросам. С 1964 по 1974 г. Сергей Николаевич возглавлял методический отдел в ОКБ-1, ставший впоследствии НПО «Энергия». В 1974-1977 гг. руководил сектором НПО «Энергия», а с 1977 года был заместителем командира отряда космонавтов — ведущим инженером. Умер Сергей Николаевич Анохин 15 апреля 1986 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем С.Н. Анохина названа улица в новом микрорайоне нашего города, где на одном из домов установлена аннотационная плита.