У жителя Жуковского со счета в Сбербанке списали более 50 тысяч рублей в счет задолженности однофамильца из Нижегородской области. Банк деньги не возвращает, ссылаясь на приставов в другом регионе, а приставы решили взять паузу, во время которой записали на жуковчанина еще несколько долгов однофамильца.

«Заплати налоги и спи спокойно», − этот слоган из рекламы помнят, пожалуй, все.

Несколько лет назад он доносился из каждой розетки, чтобы выработать в гражданах своеобразный рефлекс: получил деньги − заплати государству. Иначе государство тебя не забудет. В 2020 году оказалось, что правила игры опять поменялись: вы можете заплатить абсолютно все налоги и коммунальные платежи, однако это никак не гарантирует вам спокойной жизни. Что в полной мере демонстрирует история жуковчанина, который стал заложником «технической ошибки» и отношений государства к человеку.

Гражданин предполагает, а Сбербанк располагает

Сергей Анатольевич Попов рассказывает свою историю, до сих пор удивляясь тому, что с ним произошло. Он исправно оплачивал коммунальные платежи, налоги и всевозможные сборы государства, а о должниках и судебных приставах знал исключительно из публикаций в СМИ. Как у большинства жителей страны были открыты счета в Сбербанке, который считал самым надежным из всех российских банков. К одному счету была привязана дебетовая карта, а на другом − открыли вклад с многообещающим названием «Сохраняй». В начале февраля из банка позвонили и сообщили, что остатки на счетах позволяют оформить пакет со статусом ВИП-клиента, что предполагает персонального менеджера. Сергей Анатольевич оформил предложенный пакет, так как посчитал это дополнительной защитой своих средств.
А через неделю ему пришло смс от банка, в котором ВИП-клиента уведомили о взыскании с вклада «Сохраняй» 53 644,99 рублей по исполнительному производству Дзержинского районного отдела судебных приставов в Нижегородской области. Как указали в уведомлении, денежные средства взыскали в счет задолженности за коммунальные платежи в той же Нижегородской области. «Первая мысль: я ведь даже никогда не был в Нижегородской области, − вспоминает Сергей Анатольевич, − вторая: может, это мошенники?» Звонок персональному менеджеру привел в колл-центр, так как у специально отведенного человека оказался выходной. «Объяснил ситуацию, на что мне ответили, что банк все сделал правильно, нужно обращаться к судебным приставам, причем в Нижегородской области, − до сих пор недоумевает Сергей Анатольевич. − В смс-уведомлении было указано, что нужно обратиться к приставу Рожновой Марине Владимировне по номеру 8 800 и так далее».
По данному номеру дозвониться до нее было невозможно, поэтому на следующий день Сергей Анатольевич пошел в отделение банка на ул. Чкалова, тем более у персонального менеджера это был рабочий день. Выслушав душераздирающую историю своего персонального клиента, банковский служащий так же отправила ВИП-клиента к приставам. При этом, она даже не проверила информацию о списании с клиента несуществующего долга, не озадачилась проверкой поступивших от приставов персональных данных и не проконсультировала по подаче жалобы по данному факту. «Зачем мне персональный менеджер, если он не всегда отвечает на мои звонки, не защищает мои интересы, даже не предлагает алгоритма действий в данной ситуации? − недоумевает Сергей Анатольевич, − это такой теперь клиентоориентированный подход? Тогда не стоит удивляться, что многие люди предпочитают хранить деньги дома «в кубышке», это не их выбор, а проблема системы». Единственный документ, который ему удалось получить в банке − это выписка со счета, на которой видно, что деньги взысканы в пользу судебных приставов. К этому времени Сергей Анатольевич самостоятельно через сайт судебных приставов выяснил, что в Нижегородской области проживает Попов Сергей Анатольевич с точно такой же датой рождения, который задолжал за услуги ЖКХ, причем несколько сумм. Однако даже на сайте указано, что у должника указываются ФИО, дата и место рождения, последнее у Поповых все же различается. Несмотря на это, банк раскрыл все счета своего клиента приставам и, по словам менеджера Сбербанка, судебный пристав принял решение, с какого счета снимать. По странному стечению обстоятельств это оказался именно вклад «Сохраняй», то есть счет, на который начисляются проценты.
Сергей Анатольевич написал жалобу, в которой требовал предоставить ему копию постановления судебных приставов и немедленно вернуть ошибочно взысканные денежные средства, восстановив вклад и начисление процентов по нему. После чего переключился на поиски судебного пристава г. Дзержинска Марины Рожновой.

Я вызываю Дзержинск

Так как указанный в смс-уведомлении телефон пристава все время был занят, дочь Сергея Анатольевича нашла в интернете рабочий телефон Марины Рожновой. Через несколько часов непрерывного дозвона все-таки удалось связаться с судебным приставов, вынесшим постановление. Пристав выслушала всю историю и сказала, чтобы на ее личную почту выслали копии паспорта, СНИЛС и ИНН. Как показалось Сергею Анатольевичу, судебный пристав «вошла в положение». Однако ответа не последовало, повторно дозвониться пока не удалось.
Сергей Анатольевич отправил также жалобу на имя старшего судебного пристава Управления ФССП г. Дзержинска, к которой также прилагает копии паспорта, СНИЛС и ИНН.

Спрашивали? Отвечаем

Через несколько часов после оформления жалобы Сергей Анатольевич получил ответ от Сбербанка, подкупающий своей новизной и свежестью. «У банка отсутствуют основания для отмены взыскания и возврата средств, − указано в документе. − Дополнительная проверка показала, что судебный пристав-исполнитель указал Ваши персональные данные в постановлении на взыскание. Банк не имеет права отказать приставу в исполнении направленного исполнительного документа. Перед вынесением постановления об обращении взыскания на денежные средства со счетов должника судебный пристав-исполнитель направляет в банк запрос на розыск счетов с указанием ФИО, даты рождения, места рождения должника, либо с указанием паспортных данных. В соответствии с действующим законодательством банк сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника. Далее анализ информации, поступившей от банка, осуществляется на стороне Федеральной службы судебных приставов. Сверив полученные от банка данные, судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет номера счетов, с которых должно быть проведено взыскание». То есть Сбербанк признает, что судебный пристав в постановлении указал персональные данные клиента банка, а также направил в банк запрос на розыск счетов с указанием, как минимум, ФИО, даты и места рождения. Все эти манипуляции привели бы к одному вполне конкретному результату − стало бы ясно, что Попов С.А. из Жуковского не имеет никакого отношения к Попову С.А. из Дзержинска. Однако этого не случилось. Что касается снятия со вклада при наличии обычного счета, то банк посчитал, что на счете дебетовой карты было недостаточно средств. При этом выписки со счета, выданные Сбербанком, опровергали эту информацию. В конце ответа ВИП-клиенту посоветовали обратиться к приставам г. Дзержинска, и подпись: «Центр заботы о клиентах ПАО «Сбербанк». Это, пожалуй, еще более тонкий стеб, чем взыскание с вклада «Сохраняй».
Сергей Анатольевич написал повторную жалобу в Сбербанк, и получил примерно такие же разъяснения, как и ранее, но есть нюанс. «Поскольку поступивший от Дзержинского РОСП запрос на розыск счетов содержал связку: ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта, которые соответствовали Вашим, банк был обязан направить в ответ информацию о Ваших счетах, − указано в ответе Сбербанка. − Дальнейший анализ информации, поступившей от банка, осуществляется на стороне ФССП». То есть, банк утверждает, что проверил паспортные данные, и они оказались добропорядочного гражданина С.А. Попова из Жуковского, а не должника С.А. Попова из Дзержинска Нижегородской области. Вопрос, скорее всего прояснился, если бы банк все-таки предоставил документ, поступивший от приставов. Однако, несмотря на официальной запрос, Сергею Анатольевичу никакого документа не показали. А последующие события показали, что первоначальная «техническая ошибка» перерастает в какой-то «сбой программы», который случайным уже не назовешь.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

С самого начала Сергей Анатольевич понял, что ему нужно открыть личный кабинет на госуслугах, чтобы иметь возможность оперативного общения с государственными органами. 6 марта ему удалось войти в личный кабинет, где уже ждал сюрприз − еще одно постановление судебных приставов о судебной задолженности на 5418 рублей по все тем же коммунальным платежам в Дзержинске Нижегородской области. И в дополнение исполнительский сбор за работу приставов в размере 1000 рублей. И самое удивительное, что в личном кабинете госуслуг при публикации уведомления существует строка «Задолженность назначена на СНИЛС» с указанием номера. Так вот в базе судебных приставов и банков все задолженности нижегородского Попова уже «назначены» на номер СНИЛС Попова из Жуковского. Так добросовестный гражданин стал должником за другого человека, и «вся королевская рать» делает вид, что ни государство в лице судебных приставов, ни Сбербанк, надежность которого преподносится как еще одна национальная скрепа, ничего не могут с этим поделать. То есть, теперь рассчитывать на спокойный сон, заплатив все, что государству причитается, не приходится. Потому что вы в любой момент можете заплатить свои деньги и «за того парня», причем люди с распространенными ФИО изначально в «группе риска». В эпоху «стабильности» основным ресурсом становятся люди, такие вот отношения государства и гражданина.

Валерия Дорошенко
адвокат

Сложившаяся ситуация является следствием халатности как судебного пристава-исполнителя, так и банка. Так, в соответствии с требованиями ст. ФЗ «Об исполнительном производстве», в исполнительном документе, на основании которого судебный пристав-исполнитель и возбудил исполнительное производство, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения. Этих данных судебному приставу было достаточно, чтобы точно идентифицировать должника. В случае, если указанные сведения в исполнительном документе отсутствовали, пристав должен был отказать в возбуждении исполнительного производства.

В нашем случае у должника из г. Дзержинский и жителя г. Жуковский совпадают фамилия, имя, отчество и дата рождения, но место рождения и место жительства разные. Однако данное обстоятельство судебным приставом было проигнорировано. Точно также оно было проигнорировано и сотрудниками банка, которые при предоставлении информации о наличии счетов идентифицировали своего клиента исключительно по ФИО и дате рождения, не предложив приставам предоставить полные персональные данные должника (в частности, сведения о месте рождения).

К слову, с 30.03.2020 г. вступают в силу изменения в гражданское процессуальное законодательство, в соответствии с которыми при вынесении судебного приказа суд в обязательном порядке должен указывать сведения о должнике, содержащиеся в заявлении о вынесении судебного приказа: для гражданина-должника − фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Подобные изменения призваны предотвратить случаи, подобные произошедшему с жителем Жуковского.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.