«Шопен уникален тем, что находит отклик и интересен всем»

865

25 февраля в Доме ученых ЦАГИ с большим успехом прошел концерт Александра Гиндина, одного из самых востребованных пианистов нашего времени

Гиндин неоднократно приезжал в Жуковский, и после концерта признался, что делает это с большим удовольствием. Он рассказал об особом отношении к роялю, на котором только что играл: «Этот инструмент находился в музее им. Глинки в Москве, и на этом рояле я играл первый сольный концерт в своей жизни, и я это прекрасно помню. До этого в музея проходили городские концерты, и у меня есть фотографии четвертого, пятого класса за этим роялем Yamaha. И я очень рад что инструмент у вас жив, здоров, в порядке и я за ним сижу».

Зал Дома ученый был практически полон, а Гиндин, пианист с виртуозной техникой, играл с таким удовольствием и отдачей, что те, кто слушал его впервые, сразу расположились к нему. А искушенные посетители были просто счастливы, слушая игру мастера.

Программа концерта целиком состояла из произведений одного автора — великого польского композитора Фредерика Шопена. 1 марта музыкальная общественность отметила 210 лет со дня его рождения.

Вся программа состоит из произведений Шопена, – обратился я к маэстро, – и, очевидно, это не случайно. Расскажите о своем отношении к этому композитору.

— Мое отношение к Шопену делается все лучше и лучше, а последние три года в особенности — это уже третья сольная программа, которую я играю, фактически, подряд. С этим автором я провел, буквально, три года. Вы помните, в прошлом году я приезжал сюда тоже с шопеновской программой, там было 24 прелюдии. Этого мне не хватило, я остался с этим автором наедине еще на год, и мне кажется, что я немножко ближе познакомился с ним за это время. Очень мне этого хотелось. Вообще, наверно, в жизни каждого пианиста, играющего исполнителя, настает момент, когда он приходит к этим ребятам: приходит к Шопену, потом, вероятно, к Моцарту, и, наверно, когда стану старым и мудрым — к Баху. Но пока этого не случилось, я только теоретически знаю, что это должно происходить.

Хотя Шопен считается как бы легким автором…

— На самом деле, он удивительный и уникальный. Он уникален тем, что находит отклик и интересен всем.То есть каждый человек, вне зависимости от того, насколько он углублен, умудрен и профессионален в этой области, он находит для себя в этой музыке интерес и прелесть. Она, как для мэтра, так и для широкой публики, – безумно красива, очень искренна и очень ярка. Но на самом деле, в этой музыке, чем дальше копаешь, тем больше и больше там находишь всяких чудес.

Вы – успешный исполнитель, впечатление, что у вас всегда все хорошо, а неудачи бывают? Что является для вас неудачей?

— Конечно бывают, и для меня неудача тоже самое, что для любого другого человека — когда хотелось так, а получилось совсем наоборот.

Но вы же столько времени репетируете!

Это живое дело, которое, вероятно, зависит от каких-то причин, а этих причин — миллион. Их нельзя просчитать, их нельзя поймать, возможно, это зависит от каких-то метафизических причин. По-моему, это Джек Лондон сказал: «Никогда нельзя предсказать результаты поединка с живым существом». Например, в 1993 или 94 гг. я играл концерт в Стокгольме, где в числе прочего исполнял «Радость любви» Рахманинова. Накануне вечером пошел заниматься и понял, что я не помню, с чего начинается пьеса, провал в голове. Ноты дома оставил, а тогда еще не было ни интернета, ни каких ресурсов. Так, по слуху ее и начинал, потом, как-то выходил из положения. И с тех пор в ручную кладь я всегда беру с собой ноты, и они у меня всегда есть за сценой. На  самом деле, они мне не нужны, и, тьфу-тьфу, никогда ими не пользовался.

Вам нравится наша публика?

Очень, у вас чудесная публика, здесь легко играть, она помогает. Мне не надо этот воз самому тащить, он катится сам, как бы ничего не делаешь, а оно идет само.

Прошлым летом вы участвовали в международном музыкальном фестивале Промс, который проходит на одной из самых престижных концертных площадок мира – в Альберт-холле. Ваше выступление получило в прессе очень высокие оценки.

— Это огромное культурное мероприятие, которое основано более ста лет назад а с 1941 г. проходит ежегодно в Королевском Альберт-холле. Смысл этой истории в том, что в день концерта перед началом можно купить очень дешевые билеты, но на стоячие места. И это превратилось в традицию, обросшую массой примочек. Например, люди занимают очередь с пяти часов утра, мерзнут, а вдоль очереди ходят торговцы и продают пирожки, булочки, глинтвейн. Получившие билет люди, около тысячи человек, размещаются на арене Альберт-холла перед сценой, а остальная публика, пять тысяч, сидят дальше. Мы играли концерт с Володей Юровским (один из самых выдающихся дирижеров нашего времени – прим. автора), который дирижировал, и он мне сказал: «Я тебе завидую, потому что ты получишь такие ощущения, которые никогда в жизни не испытывал». И он был прав, это как выход в стратосферу».

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.