На подходе 200-й серийный самолет «Суперджет-100»

1987

Для программы серийного производства регионального самолета «Суперджет-100» (SJ-100) характерна постоянная корректировка производственных планов

Компанию «Гражданские самолеты Сухого (ГСС) в 2000 г. учредило ПАО «Сухой». В 2005 г. для серийного производства самолета «Суперджет-100» (Superjet-100), в Комсомольске-на-Амуре был сформирован филиал АО «Гражданские самолеты Сухого» (КнАФ АО «ГСС»). КнАФ является конечным местом производственного процесса, в котором участвуют несколько авиазаводов России. В частности, рядом с КнАФ на авиазаводе «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», где строят истребители, изготавливают отъемную часть крыла с механизацией и пилоном, центроплан и отсеки фюзеляжа, На Новосибирском авиазаводе им. В.П.Чкалова производится хвостовое оперение самолета. На Воронежском авиазаводе в рамках кооперации изготавливают изделия из полимерных композиционных материалов для планера регионального авиалайнера. В Ульяновске на АО «Авиастар-СП» производится установка интерьеров салона, а на соседнем заводе «Спектр-Авиа» – покраска.

1-й серийный авиалайнер «Суперджет-100» (заводской № 95007) был построен на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в ноябре 2010 г. 100-й самолет Суперджет-100 (заводской № 95100) изготовили через пять лет – в сентябре 2015 г. В начале октября 2015 г. на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнаААЗ) журналистам показали 100-й построенный самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) во время специального дополнительного испытательного полета.

Обеспокоенность состоянием дел с серийным производством регионального самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) и его продажам стала причиной обращения в 2015 г. нового руководства ОАК (президент Юрий Слюсарь) к английской консультационно-аналитической компании «Асценд» (Ascend) с целью пересмотра старого бизнес-плана по машине SSJ-100. Бизнес-план, который был подготовлен при экс-президенте ОАК Михаиле Погосяне, который определял проект по SSJ-100 как наиболее приоритетный в гражданском секторе отечественной авиапромышленности, предполагал производство порядка 800 самолетов до 2025 г. Заявленная цена одного самолета была приблизительно 31 млн $. Старый бизнес-план с учетом рекомендаций компании «Асценд» был пересмотрен в сторону уменьшения.

B ноябре 2018 г. экс- президент компании «ГСС» Александр Рубцов заявил журналистам на пресс-конференции, что серийное производство самолетов «Суперджет-100» пока убыточно и что оно станет рентабельным тогда, когда «его объем достигнет 30-32 самолетов и не менее пяти бизнес-джетов в год», то есть необходимо строить в течение года около 40 машин. За прошедшие десять лет пик производства самолетов SJ-100 (SSJ-100) в течение года был достигнут в 2014 г. – 36 машин. За прошедшие годы средний темп производства составил один региональный авиалайнер за месяц. Созданное 20 лет назад АО «ГСС» на протяжении многих лет генерирует убытки, что является постоянной «головной болью» у руководства ОАК.

Согласно отчетности, в 2019 г. компания  «ГСС» продала всего один самолет. Построили в прошлом году в Комсомольске-на-Амуре 18 самолетов SJ-100. Выручка «ГСС» за три квартала 2019 г. упала в 4,5 раза, до 6 млрд руб., а чистый убыток вырос в 2,5 раза. Долгосрочные обязательства на конец 2018 г. составляли 44,1 млрд руб., краткосрочные  –  66,1 млрд руб.

В наступившем 2020 г. пока выпущена одна машина SJ-100 (заводской № 95198 и регистрационный № RA 89134). 21 февраля этот самолет, предназначенный для «Аэрофлота», впервые поднялся в воздух. Планируется, что 200-я машина SJ-100, которая тоже предназначена для «Аэрофлота», будет построена весной 2020 г.

В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» (входит в госкорпорацию «Ростех» в составе ПАО «ОАК») подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения стали поступать в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» в январе наступившего 2020 г. Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Пока профинансирована поставка первых десяти самолетов. Это единственный на сегодняшний день крупный заказ у «ГСС».

Для финансирования поставки в лизинг 100 самолетов «Суперджет-100» «Аэрофлоту» госкорпорация ВЭБ.РФ в ноябре 2019 г. просила Минфин России о докапитализации примерно на 70 млрд руб. (для субсидирования лизинговой ставки).

На рубеже приблизительно 200 выпущенных самолетов в конце февраля 2020 г. компанию «Гражданские самолеты Сухого» переименовали в компанию «Региональные самолеты (РС)» и присоединили в качестве филиала к корпорации «Иркут». Филиалами ПАО «НПК «Иркут» кроме АО «РС» также стали АО «Новые гражданские технологии» и ООО «ОАК» – центр комплексирования».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"