Дело «Сети» — от пыток до приговора

1321

Что нужно знать о новом поколении политзаключенных

Испытания страхом

Вам не покажут это по телевизору. Власть не хочет открыто признавать, что включила режим политических репрессий. Но она хочет, чтобы мы их чувствовали и боялись. Других аргументов у нее, похоже, не осталось. Как минимум для умных и молодых, которым не все равно, у которых нет привычки жить в унижении, лжи и тотальном торжестве несправедливости.
На прошлой неделе Пензенский суд вынес чудовищный приговор по так называемому делу «Сети» — одного из самых знаковых с точки зрения понимания, что происходит сегодня в России, в каком состоянии ее правоохранительная и судебная система, кто в нашей стране друг, а кто враг правящему режиму.
На скамье (а точнее в клетке) подсудимых оказались семеро молодых людей из города Пензы. Все — ранее несудимые, без криминальных наклонностей, с приличным образованием и из вполне себе благополучных семей. А вменили им (ни много ни мало) попытку свержения действующей власти. Причем, не в городе Пензе, а в целой России. На том основании, что ребята имели отношение к незарегистрированной общественной организации (типа клуба), где не гнушались критикой действующей власти и обсуждениями, как от нее избавиться не через 100 лет, а в ближайшем будущем. Понятно, что это не с палками на таджиков нападать, не прохожих грабить на улице и не Навальному кислоту в лицо плескать… Поэтому членами сообщества «Сеть» сразу заинтересовались те самые органы, которые решают, кто в нашей стране экстремист, а кто нет.

Органы ФСБ около трех лет формировали дело, держа «сетевиков» в камерах заключения. Многие из них дали признательные показания, но позже сообщили, что пошли на это в результате изнурительных пыток. То есть, за каждым их признанием в соучастии экстремистской деятельности стояли не доказательства вины, а провокации, провода с током, избиения и угрозы насилия самым извращенным способом. Об этом узнали адвокаты, правозащитники и честные журналисты, которые тут же поставили вопрос об ответственности следствия за пытки и ничтожности признательных показаний «сетевиков».

Вот уже несколько месяцев интернет-сообщество пересказывает и цитирует откровения тех, кого пытали по делу «Сети» — это тот самый ужас, от которого «волосы встают дыбом».

Между тем следствие до сих пор утверждает, что никаких пыток не было. Правозащитники, напротив, предъявляют факты возможных пыточных последствий и продолжают настаивать на тщательном расследовании с участием независимых экспертов и НКО.

Несмотря на это обстоятельство 10 февраля окружной военный суд Пензенской области вынес обвинительные приговоры в отношении семи фигурантов по делу «Сети» с чудовищными сроками заключения — от 6 до 18 лет.

Кто они, эти люди, которые по версии ФСБ, собирались свергнуть власть?

Дмитрий Пчелинцев, 27 лет, инструктор по стрельбе. Получил специальность во время срочной службы в учебном центре Пензенского инженерного института. Увлекался кино и музыкой, планировал снимать фильм.

Приговорен к 18 годам строгого режима (заявлял о ежедневных пытках: подвешивали вниз головой, били током по разным частям тела, кололи транквилизаторами…). «…меня швырнули на пол, при падении, будучи привязанным за одну ногу к ножке лавки, я упал и сильно разбил колени, они стали сильно кровоточить. С меня стали стягивать трусы, я лежал вниз животом, они пытались присоединить провода за половые органы. Я стал кричать и просить перестать издеваться надо мной. Они стали твердить: «Ты лидер». Чтобы они остановили пытки, я отвечал: «Да, я лидер». «Вы собирались устраивать террористические акты?». Я отвечал: «Да, мы собирались устраивать террористические акты». Надевали мешок на голову, связывали скотчем, били, присоединяли к оголенным участкам тела провода и включали ток. Кроме того, оперативники угрожали, что изнасилуют жену…».

Дмитрий Пчелинцев дал признательные показания под камеру в присутствии следователя ФСБ, позже отказался от них.

Илья Шакурский, 23 года, студент Пензенского университета. Приговорен к 16 годам строгого режима (неоднократно заявлял о пытках и обвинениях, отказался от признательных показаний).

Андрей Чернов, 30 лет, студент и рабочий. Приговорен к 14 годам строгого режима (признательные показания дал после очной ставки с Дмитрием Пчелинцевым, испугавшись пыток, позже отказался от показаний).

Максим Иванкин, 25 лет, повар, волонтер фондов помощи бездомным. Приговорен к 13 годам строгого режима (заявлял о пытках, угрозах, психологическом давлении).

Михаил Кульков, 25 лет, студент, волонтер помощи бездомным. Приговорен к 10 годам строгого режима (при задержании избивали, подбросили наркотики, шантажировали).

Василий Куксов, 31 год, инженер, волонтер приюта для животных. Приговорен к 9 годам общего режима (единственный из фигурантов дела, отказавшийся давать показания, заявлял о пытках и избиениях, за время пребывания в СИЗО заразился туберкулезом, медики диагностировали открытую форму туберкулеза).

Арман Сагынбаев, 27 лет, программист. Приговорен к 6 годам общего режима (заявлял о пытках током и избиениях). «Находившиеся в машине люди стали называть фамилии и имена неизвестных мне людей. И если я говорил, что их не знаю, получал разряд электрического тока. Также мне с большой силой наносили удары по голове каким-то предметом, похожим на ежедневник… Мне также сказали, что если я не буду сговорчивей, со мной и моими близкими могут сделать все, что угодно, и им за это ничего не будет, потому что я террорист. Мне сказали, что они могут изнасиловать мою девушку («пустить по кругу»), отрезать ей и мне руки, прижечь паяльником. Пытки продолжались примерно часа четыре».

Это информация из материалов правозащитного интернет ресурса ОВДинфо и интернет-издания «Медиазона».

А на сайте «Новой газеты» есть документальный фильм о деле «Сети». Он называется «Как (не) стать террористом».

Холодное дыхание 37-го

«Растерянность, гнев, страх, бессилие, апатия, — написала на своей страничке в Фейсбуке адвокат и правозащитник Мария Эйсмонт 10 февраля 2020 года. — Какие еще чувства вызывают чудовищные сроки, которые получили несколько молодых людей, признавшихся в терроризме под страшными пытками? Собственно, во многом именно поэтому такие сроки им дали. Чтобы та часть общества, которой не все равно, почувствовала все это — ужас, бессилие и апатию. Именно поэтому надо собраться и продолжать работать: защищать, просвещать, поддерживать. Сила общества — в солидарности. Никто не ожидал, что будет легко».
Трудно сказать, ожидала ли власть такой реакции общества на приговор по делу «Сети», или ей давно все равно.., но всю минувшую неделю около здания ФСБ проходили пикеты в поддержку жертв политических репрессий. Люди стояли в очереди, чтобы выразить свой протест чудовищным приговорам и многие говорили про отчетливое дыхание 37-го года.

С открытым письмом в поддержку осужденных по делу «Сети» выступили сообщества ученых, учителей, психологов… А владельцы лучших независимых книжных магазинов из разных городов страны в знак протеста против пыток и политических репрессий 17 февраля на один день прекратили свою работу.

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.