«Лыжные гонки — самый обиженный вид спорта в Жуковском»

Николай Прудников о безрадостном состоянии лыжного спорта в Жуковском

2402
Minolta DSC

Николай Ефремович, мастер спорта по лыжам и замечательный тренер, не только воспитавший целую когорту спортсменов, в том числе и мастеров спорта, ставших призерами всероссийских соревнований, но и прививший любовь к лыжам бесчисленному количеству детей. Он, как никто другой в городе, в большой степени на энтузиазме занимался развитием лыжного спорта, и это является главным делом его жизни. Потому так горько ему сейчас видеть нынешнее состояние любимого спорта и отсутствие желания в администрации города улучшить ситуацию.

Светлое прошлое лыж в Жуковском
«В Жуковском я с 1965 г., − рассказал Николай Ефремович, − когда пришел из армии, и на протяжении 40 лет был действующим спортсменом. Последний раз бежал 50 км на «Лыжне России» в 2004 г., в 61 год. В Жуковском выросло около 20 мастеров спорта по лыжам, самыми первыми были Барановы Александр и Вячеслав, я, и Анатолий Рыбаков. Среди них я был самым молодым. Тогда на всех предприятиях города были лыжники, и ежегодно проводилось 7-8 городских соревнований. На открытых первенствах города участвовали команды от каждого предприятия и выступало по 150 человек. В эстафетах ЛИИ и ЦАГИ всегда выставляли по три команды, маленькие организации — по 1-2 команды. Кроме эстафет были дистанции 5, 10, 15 и 30 км. Обязательно проводились соревнования в день Советской армии, в день 8 Марта − эстафеты, комсомольцы проводили свой старт и был старт на закрытие сезона. В 60-е и 70-е годы лыжи были так популярны в городе, что несколько раз вечером проводились лыжные гонки и эстафеты в центральном сквере, что между ДК и ЦАГИ.
Кроме того, жуковчане выступали на всех областных соревнованиях, например, Вячеслав Баранов был чемпионом Московской области и чемпионом ЦС «Зенит», Михаил Суздалев бежал в эстафете за ЦСКА на первенстве Союза и был третьим. Наташа Задонская (ныне учитель школы 14) на «Лыжне России» выиграла «десятку». Франц Устинович, окончивший МАИ и работающий сейчас в НИИПе, четыре раза выигрывал приз Завьялова в традиционной гонке на Боровском кургане. Причем выигрывал в каждой возрастной группе: в младшей, средней, старшей и во взрослой. Очень хорошо бегал Кирилл Митенков, окончивший ФАЛТ, работающий в ЦАГИ, недавно ставший мастером спорта. Лыжи были одним из самых массовых видов спорта в Жуковском.

90-е и «нулевые» годы — стремление удержать планку, работая на энтузиазме
В 90-е годы на предприятиях распались общественные организации, спортивные тоже, и тренеров не стало. Но еще в Советском Союзе мы начали работать над созданием лыжной трассы в цаговском лесу. В ЛИИ было лесное хозяйство, которое следило за лесом и постоянно выпиливало сухостой. В конце марта лесники начинали выпиливать и вывозить деревья, оставляя пни, которые, если они оказывались на трассе, мы корчевали. Всего мы убрали более 100 пней. У сосны центральный корень идет вглубь, корчевать пень было не просто, с одним пнем занимались два дня. Мы тоже начинали весной работать над трассой, вначале подготовили «тройку» (3 км), потом «пятерку». Главная задача, которую мы поставили при прокладке − так использовать рельеф, чтобы на трассе было как можно больше подъемов. Трасса функционировала с 1997 г., а когда принялись за «пятнашку», то сначала решили сделать два круга по 7,5 км и ушли в часть леса, примыкающую к Туполевскому шоссе. Но появились люди, заезжающие оттуда в лес на внедорожниках, которые стали кататься прямо по лыжне. Тогда мы сделали трассу компактнее, и сейчас «пятерка» занимает площадку 750 м на 450 м. Я продолжал работать, когда уже не было ставки тренера, все делал на общественных началах. Мы с Михаилом Макаровым (светлая ему память) подготовили эту трассу. Мы брали две обыкновенные косы и шли, выкашивая малинник, мелкий кустарник, траву всякую. Ширину трассы для «конька» нужно делать 3 м, по минимуму. За лето мы проходили всю трассу. И ребята постоянно готовились на ней летом и осенью. На ней часто проводили соревнования по кроссу. Трасса размечена на деревьях краской, которая сохранилась до сих пор. Свою трассу мы перекраивали, переделывали лет пять, чтобы сделать ее как можно лучше. Работали над ней по субботам и воскресеньям, потому что в будни все были заняты на предприятиях по своей профессии. Нам приходили помогать лыжники − молодежь, но больше ветераны. Один из лыжников, выпускник МФТИ Владимир Королев, до сих пор выступающий за ветеранов, причем постоянно в лидерах, купил и подарил нам снегоход, на котором мы готовили трассу зимой.
Мне было удобно контролировать ребят на тренировках. Я становился в центре, где проложены несколько петель трассы, наблюдал проходящих мимо ребят, останавливал кого-то при необходимости, делал ему замечания по технике, и он шел дальше. Наша трасса стала популярна, многие лыжники приезжали тренироваться к нам даже из Москвы».

Энтузиазм не бесконечен, нужен административный ресурс. История обращений
«Чтобы сохранить трассу, я решил передать ее преемнику. Обратился к С.Сукнову, зам. главы города, отвечавшему за спорт в администрации Бобовникова, и он мне сказал: «Делайте документы для создания спортклуба». Я потратил уйму времени, раз пять-шесть ездил в областной комитет, прошел налоговую инспекцию и оформил все документы для открытия спортивного клуба с названием «Лыжный спортивный клуб «Метеор». Но на этом все остановилось. На два письма на имя Бобовникова получил одинаковые ответы: «В ближайшее время рассмотрим вопрос о выделении ставки для тренера по лыжному спорту».
В 2013 г. главой города был избран Андрей Войтюк, и мы пришли к нему на прием. Я ему сразу сказал: «Андрей Петрович, лыжные гонки − самый обиженный вид спорта». Он ответил, что «так говорят все, кто приходит просить». Я ему рассказал ситуацию, он согласился, что лыжи — самые обиженные, и пообещал «рассмотреть вопрос о создании секции лыжного спорта». На этом обещании его участие завершилось.
В 2013 г. 104 жителя г. Жуковского, желающих заниматься лыжным спортом, подписали письмо с просьбой оказать содействие в выделении ставки тренера по лыжному спорту, которая 15 лет отсутствует в городе, и передали его депутату Мособлдумы Игорю Чистюхину, который тогда был председателем комитета по делам молодежи и спорту. Ответ-отписка на это письмо пришел из Администрации города.
В 2015 г., когда Прохоров стал руководителем Администрации, месяца за три перед Новым годом я пришел к нему на прием, рассказал всю ситуацию. Мы обсудили детали и он сказал, «договорились, на 16-й год включаем вас в штат стадиона, иди на стадион, договаривайся с директором». Я пошел, познакомился, рассказал, что нам нужно. Потом нашел двух ребят, готовых заниматься с детьми, чтобы передать им дела. Один мастер спорта по зимнему ориентированию, Дмитрий Шаяфетдинов, чемпион России, второй — Леша Пульсин, сильный лыжник, оба закончили «Малаховку», оба — наши воспитанники. Оба были согласны разделить ставку тренера. После Нового года директор стадиона сказал, что в штатном расписании лыжников нет. После этого я решил, что больше никуда обращаться не буду».

Что нужно, чтобы возобновить работу лыжной секции с детьми?
− Самое главное — ставка для тренера. Будет ставка, будет и человек, который будет ходить везде, двигать дело и поддерживать созданную нами трассу в рабочем состоянии.
В городе 20 лет нет ставки тренера по лыжному спорту и уже много лет наши школьники не выступают на областных соревнованиях, нам некого вывозить. То, что устраивают в парке раз в год для школьников, которым дают прокатиться 800 м, это показуха, чтобы отчитаться, что якобы на лыжах в городе бегают.

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.