Депутаты приняли Положение о помощниках. Основной вопрос по документу – зачем?

992

Местное самоуправление в современной России похоже на «шагреневую кожу», которая тает на глазах благодаря действиям власти. У муниципалитетов постепенно забирают все полномочия, и местная власть, наряду с жителями исполняет роль статистов в эпоху суверенной демократии. Но на картинке все должно быть по-серьезному, поэтому взамен реальных полномочий предлагают бутафорские атрибуты особого статуса.
В этом году прокуратура вышла с законодательной инициативой – проектом Положения о помощнике депутата Совета депутатов г.о. Жуковский. Все эти годы городские депутаты обходились без помощников, так как приемный день раз в месяц и заседания максимум два раза в неделю не требовали больших усилий, главное – правильно голосовать. Тем более, у Совета депутатов есть аппарат, обеспечивающий организационно-правовую деятельность. 6 февраля депутаты приняли это Положение, ограничив количество помощников до двух, запретив им посещать рабочие заседания Совета депутатов, а также заседания депутатских комиссий, «поразив» таким образом в правах до уровня СМИ и жителей.

Само Положение – это текст, при прочтении которого возникает лишь один вопрос – зачем? Потому что помощник городского депутата не обладает никакими правами, но имеет кучу обязанностей, дублирующих аппарат Совета депутатов, и довольно странных ограничений. С самых первых определений прав и обязанностей помощника возникает стойкое ощущения возврата крепостного права. «Руководство деятельностью помощника осуществляет непосредственно депутат, его представивший. Вмешательство в деятельность помощника иных лиц без согласования с депутатом, его представившим, запрещается». Понятие иные лица охватывает всех, в том числе и жителей, которые не могут «вмешиваться в деятельность помощника». То есть, для избирателей помощники депутата не упрощают обратную связь с «народными избранниками», выполняя лишь личные поручения депутатов.
Как указано в документе, помощник оказывает депутату экспертную, аналитическую, научно-консультативную, организационно-техническую помощь. И все эти услуги, за которые при качественном исполнение выплачивают материальное вознаграждение, помощник предоставляет в качестве волонтера при депутате с весьма ограниченными полномочиями. Судя по всему, никто о качестве и не задумывается, хотя было бы неплохо, если у каждого депутата появился бы консультант, который «коротенько, минут на 40» рассказывал бы суть событий и предупреждал о последствиях принятых решений.

Положение помощника ко многому обязывает, например, проводить работу по организации приема депутатом населения и осуществлять контроль за рассмотрением обращений граждан. Уже несколько месяцев на официальном сайте администрации города висит график приема депутатского корпуса, согласно которому большинство депутатов принимают раз в месяц. Место приема у части депутатов в помещениях администрации, часть из них принимает по основному месту работы. Запись на прием ведется либо сотрудниками аппарата Совета депутатов, либо подчиненными депутата на основном месте работы. Совершенно непонятно, как например, гипотетический помощник директора школы, будет бегать по школе и организовывать прием, да и при проведении приема в здании администрации непонятно, зачем в простейший организационный процесс вводить еще одно звено. Как показывает опыт любое усложнение простого процесса в наших реалиях приводит к бардаку.
Странными кажутся и обязанности по обработке поступающей на имя депутата корреспонденции, подготовке письменных ответов на обращения граждан, запросов должностным лицам, организации встреч с избирателями, сбору и анализу информации о социально-экономической ситуации в избирательном округе, организации выступлений депутата в СМИ. Во-первых, даже на имя популярных у избирателей депутатов приходят единицы обращений, так как большинство граждан уже на собственном опыте убедились в отсутствии полномочий на местном уровне, эту корреспонденцию обрабатывают в том же аппарате Совдепа, написать запрос и ответить на обращение, хочется верить, депутат способен самостоятельно. Во-вторых, за пять лет существования депутатского корпуса прошлого созыва в лучшем случае прошло около 15 встреч депутатов с избирателями, а их у нас, напомним, 25 человек. В третьих, в городе 12 избирательных округов, каждый из которых можно пройти минут за 20, если депутат не способен сам познать социально-экономическую ситуацию на части города с населением в 6-7 тысяч человек. На месте депутатов при рассмотрении этого проекта можно было бы оскорбиться, потому что под сомнение неоднократно поставлены их умственные способности. А, если депутат действительно такой, каким его представляют создатели этого Положения, то можно сколько угодно пытаться организовывать выступления в СМИ, но как спикер он никому не интересен.

В обязанности помощника депутата также входят проведение работы по учеты и анализу правовых актов органов местного самоуправления городского округа Жуковский и в случае необходимости иных муниципальных образований и оказание информационно-методической, правовой помощи депутату в подготовке проектов решений Совдепа. Вопрос целесообразности и в этом случае не утратил своей актуальности. Учетом и анализом правовых актов органов местного самоуправления долгие годы занимался аппарат Совета депутатов, это их прямая обязанность в прошлом, настоящем и будущем, а тезис о подготовке проектов решений Совета депутатов самими «народными избранниками» заставит улыбнуться всех, кто хотя бы раз видел работу городских депутатов. Дело в том, что в депутатам перед заседаниями выдаются проекты решений, с которыми они в лучшем случае до голосования ознакомятся, так что никакой методической, правовой помощи им не требуется, ведь мы исходим из того, что читать умеют все.

Под все эти довольно странные обязанности прописаны и права помощника депутата. Он может себе позволить проводить предварительный прием граждан от лица депутата. Правда, не совсем понятно, зачем гражданам ходить два раз вместо одного, и для чего даже такое простое действие как прием избирателей надо портить бюрократией. Помощник имеет право получать от администрации и муниципальных предприятий для ознакомления документы, информационные и справочные материалы, а также их копии, однако все это он может делать только по письменному запросу депутата. Учитывая, что нигде даже не прописаны сроки ответа на запросы депутата, то они могут растянуться и до 30 дней, как у обычных граждан, единственная функция помощника – посыльный, который отнесет запрос, а потом принесет документы. Примерно то же самое может сделать и сам гражданин, не отвлекаясь на помощника и его депутата.

Целая глава в Положении посвящена ограничениям помощника депутата. Например, он не имеет права разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую или служебную тайну, а также сведения личного или служебного характера избирателя или иного лица, ставшие известные ему в связи с исполнением своих обязанностей. Можно сколько угодно теряться в догадках, что за государственная, коммерческая или служебная тайна может попасть к помощнику депутата, который работает либо посыльным, либо референтом и при этом может выдавать в СМИ объявления исключительно от имени депутата. Конечно, на предварительном приеме можно узнать много интересного, особенно, если человек пришел на прием к определенному депутату, который проходит раз в месяц, увидел перед собой помощника и узнал, что это предварительная встреча. Однако разглашать услышанное вряд ли кто захочет. «В случае умышленного или непреднамеренного употребления в своем публичном выступлении недостоверных либо непроверенных фактов помощник депутата обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением», – указано в документе. Публичные выступления и так подразумевают ответственность за недостоверную информацию, некоторые даже за посты в соцсетях реальные сроки получают, однако для сатисфакции нужно обращаться в суд, без этого никто не может заставить волонтера опровергнуть свои слова, непонятно, как его будут привлекать к ответственности за несоблюдение данной нормы.

В результате Положение о помощнике депутатов, спущенное в муниципалитеты из области, естественно приняли, однако к интересам избирателей и эффективной защите прав граждан это не имеет никакого отношения. Гражданским активистам становится помощниками депутатов бессмысленно, так как это не добавит им никаких полномочий для достижения благих общественных целей: никакого упрощения в получении документов и информации не случится, на рабочие заседания, где обсуждаются все вопросы, вход по-прежнему будет закрыт. На работу курьера и администратора волонтеры вряд ли найдутся. В лучшем случае, все останется по-старому, в худшем – появится множество праздных людей, для которых удостоверение помощника депутата – один из атрибутов продвижения по социальной лестнице, удовлетворение тщеславия, пусть даже такого мизерного.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.