«Оптимизация» местного самоуправления вскрыла для граждан, отстаивающих свои права в судах, уже давно оптимизированную судебную систему

31 января председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов поспешил вслед за президентом объявить о разработке новых основ государственной политики в сфере местного самоуправления. «В Московской области уже давно сформировалось особое отношение к местному самоуправлению, – отмети спикер регионального парламента. – У нас прошла масштабнейшая работа по оптимизации всей системы местного самоуправления: до начала муниципальной реформы в регионе насчитывалось 360 муниципальных образований, при этом порядка трети муниципалитетов являлись дотационными и существовала проблема несистемного разграничения полномочий. Сегодня же в Московской области 64 городских округа, и эта оптимизация позволила значительной сэкономить бюджетные средства, а система управления стала понятной и прозрачной, полномочия стали четко разграниченными и, главное – понятными жителям». Это словесное глумление над «трупом» местного самоуправления удивляет исключительно своим цинизмом. «Оптимизация» как всегда стала ликвидацией, в данном случае двухуровневой системы власти. И это никак не повлияло на дотационность муниципалитетов, потому что просто некорректно говорить о дотационности после того, как львиная доля доходов уходит в бюджеты верхних уровней. Проблема несистемного разграничения полномочий состояла как раз в том, что депутаты поселений, как правило, там же и проживали, поэтому разрешение на застройку своих мест проживания давать не хотели, как и не собирались «по свистку» выполнять все указания начальства. Они чисто географически находились на стороне жителей, что ко многому обязывало. Вот тогда их просто взяли и сократили, нет поселений – нет проблем. Как это помогло сэкономить бюджетные средства, не совсем понятно, ведь депутаты не получали зарплаты, а администрации поселений превратились в территориальные управления без особых сокращений. А вот бюджетная политика безусловно поменялась, например, в Быково, где была самая большая доходная часть бюджета в Раменском районе после города Раменского. Теперь эти доходы идут в общий котел, а расходная часть уменьшилась в 4,5 раза, – так центр решил. Система управления, конечно, стала еще более понятной и прозрачной, жители поселений теперь на собственном опыте ощутили все прелести вертикали власти, когда верхи не хотят отвлекаться на интересы граждан, а низы не могут с этим ничего поделать. Как нельзя лучше это иллюстрирует история отстаивания поселениями своих прав на местное самоуправление, когда понимаешь, что в Московской области, да и во всей стране «сформировалось особое отношение к местному самоуправлению, как и к судебной системе.

При проведении публичных слушаний и принятии Советами депутатов решения об объединении было допущено множество нарушений действующего законодательства, например, в с/п Верейское заседание Совета депутатов было настолько срочным и засекреченным, что противоречило своему собственному регламенту, а кратовских депутатов вообще вызвали к главе района Кулакову и провели заседание прямо у него в кабинете. В Быково все прошло без нарушение, жители и депутаты в едином порыве высказались против объединения в городской округ, однако это никого не смутило, нужное решение оформили районными депутатами, а затем и областными. Жители поселений обратились в суд и меньше чем за год прошли все инстанции российского правосудия. За это время они приобрели ценные знания о государственном устройстве в целом и судебной системе в частности, о чем и поделились с читателями ЖВ.

Наталия Фролова:
29 января 2020 года Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении апелляционной жалобы жителей Раменского района Московской области на решение Мособлсуда по коллективному иску жителей Раменского района о признании недействующим Закона Московской области от 18 апреля 2019 года № 58/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района». Напомним, что летом этого года жители Раменского района Московской области подали коллективное заявление в Мособлсуд о признании недействующим вышеназванный закон. Данный закон уничтожил местное самоуправление в Раменском районе Московской области, создав Раменский городской округ вопреки воли жителей Раменского района. 100% жителей п. Быково на публичных слушаниях высказались против объединения в городской округ и Совет депутатов Быково поддержал жителей решением об отклонении инициативы главы Раменского р-на Кулакова А.Н. об объединении в городской округ. Абсолютное большинство жителей п. Кратово на публичных слушаниях, которые прошли с множественными нарушениями, также высказались против объединения, но на заседании Совета депутатов, которое также прошло с нарушениями, депутатами было вынесено противоположное мнению жителей решение. Аналогичные ситуации были и в п. Удельная и в сп. Верейское.
Само слушание прошло по стандартной процедуре: понимающие лица судей, блеющие свою стандартную песню ответчики (представители Мособлдумы, губернатора и управления территориальной политики Правительства Московской области): «решение Мособлсуда поддерживаем, считаем его законным… и тд и тп». Это мы уже слышали, из новенького сегодня было то, что представитель Мособлдумы сказала, что «мнение жителей Быково было учтено при принятии этого закона», правда, не пояснив, каким образом. А ещё эти представители нам заявили, что если мы не можете решить свои местные проблемы через окружных депутатов, то есть процедура отзыва депутатов, что в рамках настоящего законодательства невозможно.
Собственно, ничего интересного не произошло: отказ Верховного Суда был ожидаем.

Теперь наша задача: дождаться определения, подать в кассацию и далее мы идем в Конституционный суд и в ЕСПЧ. Останавливаться мы не намерены.
Но сегодня нас шокировало не решение Верховного Суда, а внутренние порядки данного учреждения, существующего на средства налогоплательщиков, то есть на наши с вами деньги.

При входе в Верховный Суд вас встречает предбанник. Каждый, кто хочет зайти, должен выполнить следующие упражнения:

1. Позвонить во внутреннему номеру в соответствующую канцелярию и, бодро назвав номер дела, предупредить о своем приходе. Это, видимо, для того, чтобы Верховный Суд не испугался, что Вы пришли.

2. Подойти в бюро пропусков с паспортом, сказав заветное «я звонил», и обозначить цель своего прихода. Милая женщина в окошке даст вам пропуск.

3. Подойти к рамке, положить сумку на ленту для просвечивания вашего скарба. Это видимо для того, чтобы Верховный Суд был в безопасности. Это мы понимаем и поддерживаем. Те, кто подают апелляции в Верховный суд, потенциально опасные люди и доверять им нельзя.

4. Показать паспорт и пропуск охраннику, он ещё раз сличит их с вашей физиономией. Понимаем и поддерживаем: важно ,чтобы у вас не поменялось лицо на маршруте вашего следования – от окошка бюро пропусков до турникета.

5. Думаете все, вы зашли наконец-то в Верховный Суд? Не тут-то было! Возвращайтесь обратно за рамку и ждите, пока за вами придут! Стоим в стойле, ждём, когда с пятого этажа спустится девушка и прокричит: «Раменский район есть?».

6. Девушка-поводырь пришла минут через 15-20. Опять вываливаем скраб на ленту, опять сличаем паспорт с физиономией. Заходим. Она нас подводит к гардеробу и ждёт, пока мы разденемся. Тут мы задаём вопрос: «А зачем нам сопровождающий, ведь мы и сами можем подняться на лифте на 5-й этаж, номер зала мы знаем?». И тут мы получаем ответ, от которого нам становится, мягко говоря, не по себе: «Граждане не могут передвигаться самостоятельно по зданию Верховного Суда РФ!» .

Вот так мы прорывались в Верховный Суд. Но туда мало прорваться, надо же ещё и дело слушать. У нас было назначено на 12:00, но объявили перерыв до 14:00. Мы спросили, есть ли в здании столовая или буфет, чтобы перекусить. Нам сказали, что есть, но только для сотрудников Верховного Суда и адвокатов. Попытались зайти в буфет на 2-м этаже, но нас не пустили. Выглядело это дико, мы на себе ощутили отношение к посетителям Верховного Суда как к низшей касте, с которой зазорно сесть за один стол сотруднику Верховного Суда! Дело не в еде, дело в отношении к людям. И это Верховный Суд! В Мособлсуде есть столовая, там могут все покушать: и судьи и посетители.

А так, интерьеры Верховного Суда, конечно, богатые. Впечатляет! Ощущаешь себя в каком-то помпезном 5-звездочном отеле. Только не постояльцем, а каким-то изгоем, которому нельзя ходить без сопровождения и нельзя кушать там, где кушают сотрудники Верховного Суда. Жалобу на такое скотское отношение к людям, мы, конечно, подадим на имя Председателя ВС.

Валерия Мараева
Рассмотрение в Верховном суде было не долгим, но красочным. Три судьи. Маститых, не юных. Представители истцов озвучили наши доводы, дали слово и нам, что вполне демократично, так как в Мособлсуде истцам слова не давали, посчитав, что будет достаточно представителей. Тихие, неубедительные речи ответчиков…Сочувствующие и понимающие лица судей. Но…решение, на вынесение которого ушло не более пяти минут, было предсказуемо. Как-то безрадостно и обреченно. Ни убитых горем истцоы, ни восторженных ответчиков. Сценарий был разыгран как по нотам.

Анна Корабанова:
Двери на входе в ВС РФ, величественные и неподдающиеся, огромные и тяжелые, под зорким взглядом Фемиды – это первая проверка на прочность, физическую мощь. Хотя от силы духа и убеждений результат не зависит, что подтверждает ремарка от председательствующего судьи, адресованная истцам: «Реформа МСУ ведь проходит давно, уже несколько лет, и не только на территории Московской области, вы что же, судебную практику по аналогичным делам не читали?»

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.