Миф о Национальном центре авиастроения, или Когда в остатке одна вывеска

3414

20 февраля исполняется очередная годовщина подписания в 2008 г. Указа президента России № 217 о создании Национального центра авиастроения в Жуковском

Ровно через год – в феврале 2009 г. – между правительством Московской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственной корпорацией «Ростехнологии» (ныне «Ростех») было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА). Планировалось, что весь процесс создания НЦА будет выполнен в три этапа, каждый продолжительностью по три года. Осуществление первого этапа планировалось на 2009-2012 гг., второй этап – 2013-2015 гг. и третий (завершающий) этап – 2016-2018 гг.

В конце первого десятилетия из уст руководства «Ростеха» был оглашен план о продаже дорогих московских площадок и переносе авиационных КБ в Жуковский на вырученные от сделок по земле деньги. Под это дело и был придуман миф о НЦА.

Согласно первоначальным планам, на правом берегу Москвы-реки предполагалось построить Образовательный центр (Университетский городок), Технопарк. Согласно «Концепции…», к 2017 г. в НЦА должно быть создано около 11 тыс. рабочих мест. Строительство жилых домов (в основном средней этажности) намечалось вести на новых городских территориях левого и правого берегов Москвы-реки.

Время показало, что проект по созданию Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском в первую очередь девелоперский, целиком зависящий от уровня цен на землю и недвижимость в столице, а затем уже от потребностей в создании и совершенствовании экспериментальной и стендовой базы научно-исследовательских институтов и КБ авиационной промышленности.

Миф о НЦА дал первую большую трещину в 2011 г., когда к столице присоединили земли Подмосковья и «образовали» Большую Москву, где было развернуто интенсивное жилищное строительство. Это был самый масштабный за всю историю административно-территориального деления столицы проект расширения территории Москвы примерно в 2,4 раза за счет территории Московской области.

После этого эпохального события постепенно поменялась логика действий идеологов создания НЦА. Переезд авиационных КБ не состоялся. Новой стендово-моделирующей базы построено не было, также не построили крупного техноцентра (технопарка) и университетского городка на правом берегу Москва-реки. Отметим, что на сегодняшний день два небольших технопарка расположились в разных частях города, а один существует только на бумаге. На улице Туполева стоит «мертвое» здание для новой штаб-квартиры ОАК, как символ нынешнего состояния проекта по созданию НЦА в Жуковском.

Как хорошо было задумано! Согласно корпоративному журналу ОАК «Горизонты», в новом здании штаб-квартиры площадью 39,3 тыс. кв. м собирались разместиться рабочие места для 1,6 тыс. человек, а также фитнес-центр и 25-метровый плавательный бассейн. Инвестиции в проект превысили 5 млрд рублей. Здание официально было введено в эксплуатацию в 2018 г.

Стоит отметить, что за прошедшие годы построили подъездную дорогу к городу и аэропорту, уничтожив часть цаговского леса под мощные протесты жителей Жуковского и области.

Сейчас большой гвоздь в «крышку гроба» НЦА хотят вбить, разбросав по трем местам ЛИИ им. М.М.Громова. После того, как этот план осуществят, назначив нового руководителя ЛИИ, можно исполнять реквием по НЦА.

Подоплека этого плана проста как яйцо, и просматривается невооруженным глазом. Для «Ростеха» сейчас одна из главных задач – сделать свое детище – аэропорт «Жуковский», куда вложено много больших частных средств, безубыточным предприятием. Для этого надо заполучить самую большую взлетно-посадочную полосу ЛИИ.

Давно хочу спросить у президента ОАК Юрия Слюсаря (недавно его полномочия продлили до января 2025 г.) , который давно не участвует в пресс-конференциях для СМИ на территории России и пиарит ОАК преимущественно на ТВ: «Юрий Борисович, по вашему мнению, возможен ли подъем в отечественном авиастроении при длительном экономическом кризисе в стране?».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"