2020 год начался с идеи администрации объединить школу с углубленным изучением английского языка № 3 с общеобразовательной школой № 2. Целесообразность такого шага еще только собираются просчитать, однако резонанса чиновники уже добились.

«Это какая-то ирония судьбы, если подходить к вопросу теоретически, и полный крах надежд на образование моей дочери, если подходить практически, − моя подруга Ирина, мама первоклашки следующего года, делится со мной размышлениями об объединении третьей и второй школ. − Мы же по прописке попадали во вторую, но я приложила все усилия для того, чтобы попасть в «английскую» школу, ходили на подготовительные курсы, еще и дома занимались. В итоге, на собрании перед Новым годом мою дочь назвали в числе тех учеников, которые готовы к обучению в языковой школе. А после праздников я узнаю, что школу, в которую мы стремились, объединяют со школой, попадать в которую мы как раз и не хотели. Как говорят, круг замкнулся, правда, в данном случае от этого «заискрило» у многих».

Материал опубликован в №2 от 21.01.2020

Мысль об объединении школ начала посещать администрацию в конце прошлого учебного года, сначала хотели объединить школу № 7 со школой № 10, прибавив к ним еще несколько детских садов, чтобы сделать образование непрерывным. Потом решили объединить школу № 2 со школой № 4 уже без дошкольных учреждений, заменив лозунг непрерывности образования на так любимую чиновниками оптимизацию. Однако на собраниях с педагогическими коллективами и родителями все закончилось, по крайней мере, на какое-то время. В начале 2020 года желание объединять приобрело причудливые формы, появились новые проекты: объединить школы № 3 и 2 и школы № 4 и 8. Алгоритм действий также стал несколько иным, долго не обсуждали: «вы привлекательны, мы чертовски привлекательны, чего зря время терять». Директорам просто объявили о принятом решении, которое они должны довести до родителей учеников, часто называемых заказчиками образовательного процесса. «Времени на раскачку нет», − как говорил «классик»: уже началась разработка дорожной карты объединения школ, этап, до которого в предыдущих случаях не доходили. При этом к объединению школ № 4 и 8 все отнеслись спокойно, а вот объединение единственной в городе школы с углубленным изучением английского языка (по факту, а не модным добавлением к названию) с общеобразовательной школой стало самой резонансной темой недели. Версии происходящего выдвигаются самые разные, от банальной оптимизации (в самом плохом смысле этого слова), которая, как правило, предшествует ликвидации, до планов по сносу здания третьей школы в угоду проекту линии легкого метро, запланированного на ул. Горького. Позиция администрации, которая по данному вопросу в диалоге с родителями детей третьей школы выдерживает МХАТовскую паузу, только подливает масла в огонь.

Есть только идея, плюсы-минусы потом посчитаем

Родители решили не ждать, пока чиновники выйдут на диалог, а пришли сами в Управление образования администрации, чтобы получить ответы на свои вопросы, а также выразить свое мнение по поводу реформирования третьей школы. Начальник Управления образования Наталия Гусарова сразу определила стадию процесса объединения − обсуждение. Также она заверила родителей, что статус школы не поменяется, реорганизация будет заключаться в присоединении второй школы к третьей. Объединенное образовательное учреждение будет называться школой № 3 с углубленным изучением английского языка. Как и остальные многопрофильные школы города эта школа будет иметь классы с углубленным изучением английского языка и общеобразовательные. Представители родителей поинтересовались, кому пришла в голову мысль об объединении двух разных школ, решив для начала определить, кто виноват, чтобы понять, что делать. Первый заместитель главы города Ольга Редькина, курирующая вопросы образования, в ответ рассказала о причинах этого шага: так как третья школа имеет в лицензии два адреса (один свой, фактический, а для начальных классов − в школе № 2, − прим. автора) для проведения образовательного процесса логично будет объединить эти школы в одну. На повторный вопрос об инициаторе объединения все же был получен ответ − учредитель всех школ города − администрация г.о.Жуковский. Ольга Редькина также подчеркнула, что на сегодняшний момент только рассматривается вопрос, пока никаких объединений не проводится. Родители и чиновники также разошлись в терминах: первые говорили о слиянии двух школ, а вторые о реорганизации путем присоединения второй школы к третьей. По словам чиновников, сейчас администрация рассматривает все плюсы и минусы, как для второй школы, так и для третьей, рассчитывается площадь помещений для учеников, чтобы никого не ущемить в правах. Так качественные показатели в очередной раз превратились в количественные, это уже стало приметой времени.

Родители попытались понять, в чем же причины такой реорганизации, логично предполагая, что они должны быть очень вескими. Оказалось, что дорожная карта, которая еще не сформирована, предполагает выявление этих веских причин, аналитику, разъяснение и так далее. Именно дорожная карта − тот первый этап, когда все анализируют. То есть, возникла идея, а теперь собираются просчитать все плюсы и минусы. Это сильно напоминает проект ЛРТ, когда идея возникла, а плюсы и минусы не могут посчитать до сих пор, потому что плюсов для жуковчан нет, а минусы областное правительство не интересуют. Как отметил один из родителей, есть причина и следствие, если есть потребность обсуждать, значит, что-то к этому побудило, какая-то причина. Ольга Редькина повторила факт двух адресов в лицензии третьей школы, который до 2020 года никого не волновал, и заверила, что школа № 2 довольно маленькая, профильного образования там мало, поэтому если присоединение и произойдет, то третья школа этого даже не почувствует. Так определился еще один плюс реорганизации − «вы даже не почувствуете». Так как плюсы и минусы обозначатся в дорожной карте, то родители предложили ввести их в рабочую группу по разработке этого документа. Ольга Редькина сообщила, что это не предусмотрено законом, администрация обязана лишь уведомить, что у детей будет гарантированное образование.

В позициях определились, целеполагание разное

Первые три дня эмоционального накала показали сегодняшнюю несовместимость позиции родителей и чиновников из-за разного целеполагания. Родители и педагоги третьей школы отправляют коллективные обращения в различные инстанции всех уровней. Уже на второй день после объявления о реорганизации директору школы поступило 250 обращений от родителей, в которых они выразили категорическое несогласие с таким решением. На платформе change.org создали петицию против объединения двух школ, которая за три дня набрала 1700 подписей.

Сбор подписей в школе №3

Позиция родителей предельно проста и изложена в нескольких редакциях обращений для разных адресатов госорганов. Во-первых, эффективность объединения школ никем не проверена и документально не обоснована. Разговор об экспертной оценке в рамках дорожной карты вызывает еще большую обеспокоенность родителей, так как они не услышали от чиновников, кто будет входить в группу экспертов, и будет ли вообще создана такая группа. Во-вторых, любые организационные изменения отвлекают основные ресурсы от производственного процесса, реорганизация – это в любом случае стресс для учащихся и педагогов одной из успешных школ города, которые неизбежно станут жертвами переходного периода. Родители категорически не понимают, зачем ломать успешную систему в угоду тому, что не имеет доказанных перспектив: «Наша школа входит в 10 лучших школ в рейтинге Подмосковья. Слияние однозначно приведет к потере этого статуса, что в свою очередь повлечет снижение финансирования и возможную потерю высококвалифицированных кадров… Многие семьи поступили в школу «на имя», ради возможности обучаться у конкретных высококлассных педагогов под руководством авторитетного директора и завучей. Изменение педагогического коллектива для нас недопустимо…Слияние повлечет потерю многолетних традиций, камерности и домашней атмосферы нашей школы». В-третьих, никто так и не услышал реальных причин объединения двух школ, потому что официальная причина о двух адресах раньше чиновников не смущала и не мотивировала на странные проекты.

Свое обращение написали и педагоги третьей школы: «Вопрос о слиянии двух школ, с нашей точки зрения, является не только нецелесообразным, но может нанести непоправимый ущерб осуществлению образовательной деятельности МОУ школа № 3, которая, используя значительные педагогические, административные, методические, материальные ресурсы на протяжении последних семи лет стабильно занимает высокое положение в рейтинге подмосковных школ, дает высокий уровень знаний не только по английскому языку, но и по всем общеобразовательным предметам… На протяжении 52 лет МОУ школа № 3 реализует программы углубленного изучения английского языка. Данное обстоятельство предполагает в учебном плане школы увеличенный объем часов английского языка. Для детей, обучающихся в общеобразовательной школе, это может стать непреодолимым препятствием с точки зрения их готовности к углубленному изучению предмета. Одним из важнейших условий углубленного изучения предмета является индивидуальный отбор в классы основной и старшей школы, что регламентировано ч. 5 п. 5 ст. 67 «Закона об образовании РФ», распоряжением от 10.02.2014 № 2 Министерства образования Московской области «Об утверждении порядка и случаев организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации в Московской области и муниципальные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) для профильного обучения».

Педагогический коллектив и родители школы № 2 пока официально свое мнение не озвучили, однако отдельные родители в соцсетях также высказывают сомнение в целесообразности слияния двух совершенно разных школ. Так как очевидно, что при слиянии из двух педагогических коллективов в один, из зоны комфорта выйдут также и ученики школы № 2.

Складывается достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, родители учащихся, как нам декларируют «из каждой розетки», являются полноправными участниками учебного процесса, с другой стороны, на практике учредитель школ − администрация города имеет право инициировать любую реорганизацию, вплоть до ликвидации. Главное, уведомить, что у детей будет гарантированное образование, правда какого качества − не указано, «вешают» опять в метрах и часах. «Гарантированная медицина, которая стала инструментом «естественного отбора», у нас уже есть, − подводит итоги нашей долгой беседы подруга Ирина, − осталось добавить гарантированное образование в эпоху оптимизации, и, в принципе, внешних врагов уже можно не бояться».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.