Отечественное вертолетостроение в 2019 году: планы и реальность.

1422
Mil Mi-8 (Mi-171) production at Ulan-Ude Helicopter Plant. Russia. (Photo by Fyodor Borisov/Transport-Photo Images)

Суммарно на вертолетных заводах России, входящих в холдинг «Вертолеты России», построено в прошлом году около 200 винтокрылых машин против 169 вертолетов в 2018 г.

ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)
В 2019 г. на КВЗ планировали собрать 38 вертолетов семейства Ми-8/17/. Также в прошлом году построено два вертолета Ми-38 (1 машина – Ми-38Т и 1 – Ми-38VIP). Два новых вертолета Ми-38Т в военной модификации передали российским военным.
Планировали построить не менее 40 легких вертолетов «Ансат». «Национальной службе санитарной авиации» (НССА – это совместный проект госкорпорации «Ростех» и санкт-петербургского вертолетного центра «Хели-драйв») намечалось передать более двух десятков машин «Ансат», а в действительности передали около 10 вертолетов «Ансат» в санитарном варианте. Вначале НССА заказала 150 вертолетов – 104 «Ансата» и 46 машин Ми-8, затем решили «понизить» планку до 95 винтокрылых машин. Они должны быть поставлены к декабрю 2021 г. Вполне возможно, что в 2021 г. это число будет уменьшено.
Руководство холдинга «Вертолеты России» официально заявило, что в течение 2019 г. первая партия «Ансатов» с медицинскими модулями будет отправлена в Китай. Контракт с Ассоциацией медицины катастроф КНР на поставку 20 вертолетов стоимостью $120 млн. с медицинским модулем был подписан на международном авиасалоне «Эйршоу Чайна» в Чжухае в ноябре 2018 г. Сколько вертолетов «Ансат» будет входить в первую «китайскую» партию не уточнялось.
Также четыре винтокрылых машины «Ансат» намечалось предоставить Южной Корее до конца 2019 г. по договору «мокрого» лизинга сроком на несколько лет. Шесть штук «Ансатов» должна была получить отечественная Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). В итоге получаем, что на КВЗ суммарно изготовлено около 60 вертолетов в 2019 г.
Для сравнения приведем статистику выпуска вертолетов в Казани за последние пять лет: 2014 г. – 107 вертолетов, в 2015 г. – 77 штук, в 2016 г. – 70 машин, в 2017 г. – 65 вертолетов. В 2018 г. КВЗ реализовал 52 вертолета (36 штук Ми-8/17 и 16 «Ансатов») – это худший результат с 2007 г., когда завод выпустил 35 машин.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)
В 2019 г. несколько уменьшились объемы производства винтокрылых машин в Улан-Удэ. В настоящее время у У-УАЗа нет крупных экспортных контрактов, сопоставимых с теми, что были раньше. Есть пока один большой заказ на поставку 45 машинокомплектов вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171 в Казахстан до 2025 г.
В январе 2019 г. холдинг «Вертолеты России» и АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» вместе с АО «Авиаремонтный завод № 405» (Казахстан) подписали контракт, предполагающий организацию крупноузловой сборки вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171 в Казахстане, а также создание системы поддержки жизненного цикла вертолетов Ми-8/17/171.
Осенью 2019 г. между АО «Комиавиатранс» и холдингом «Вертолеты России» был подписан меморандум о сотрудничестве. Документ связан с поставками новой вертолетной техники российского производства. Республика Коми приобретет в лизинг 15 многоцелевых вертолетов Ми-8 АМТ. Поставлять вертолеты планируется в течение шести лет: с 2019 по 2025 гг.
Летом 2019 г. У-УАЗ передал партию из четырех вертолетов Ми-8АМТ в рамках договора с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на 9 вертолетов Ми-8АМТ и 6 вертолетов Ми-8МТВ-1, заключенного в декабре 2018 г.
На У-УАЗ продолжается развертывание серийного производства модернизированной винтокрылой машины Ми-171А. В феврале 2019 г. серийный вертолет Ми-171А2 был передан заказчику из Казахстана. Также холдинг «Вертолеты России» запланировал поставлять вертолеты Ми-171A2 в Индию с ноября-декабря 2019 г.
Усовершенствованная версия вертолета семейства Ми-8/17/171 – машина Ми-171А2 была сертифицирована в августе 2017 г. Вертолет Ми-171А2 оснащен двумя турбовальными двигателями (ТВД) ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.
С уменьшением заказов от Минобороны России Улан-Удэнский авиационный завод старается увеличить объемы производства гражданской продукции. В 2018 г. У-УАЗ выпустил около 60 вертолетов, из них 30 винтокрылых машин в гражданском исполнении. Для сравнения в 2017 г. в Улан-Удэ было изготовлено 70 вертолетов, из них 46 машин были поставлены коммерческим заказчикам.
В октябре 2019 г. было официально объявлено о поставке первого вертолета марки Ми-171 в Китай. Эта первая машина из крупной партии, которую заказали китайцы. Она оснащена двигателями ВК-2500. Было отмечено, что поступил заказ на 12 вертолетов Ми-171.
В прошлом году Улан-Удэнский авиационный завод занял третье место в номинации «Крупный бизнес: экспортер года в сфере промышленности» в рамках национальной премии «Экспортер года». В 2019 г. авиазавод увеличил до 40% долю поставок за границу в структуре выручки предприятия. Всего на У-УАЗ в 2019 г. построили примерно 55-60 вертолетов (вместе с машинокомплектами).
ПАО «Роствертол»
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты семейства Ми-28 и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами (Сербия, Алжир, Узбекистан и др.).
Руководство Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству заявило, поставка в Узбекистан партии вертолетов Ми-35М и имущества к ним осуществляется в рамках выданного в 2017 г. правительству Узбекистана государственного экспортного кредита. Сербия заказал семь вертолетов Ми-35М. В 2019 г. стало известно, что Россия и Нигер подписали контракт на поставку 12 ударных вертолетов Ми-35М.
В 2018 г. в Ростове-на-Дону началась постройка второй партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ с двойным управлением для Минобороны России. Первая партия Ми-28УБ с двойным управлением для Минобороны России, состоящая из 24 машин, была передана российским военным в конце 2017 г. Вторая партия машин Ми-28УБ была передана российским военным в начале 2019 г. На январь 2019 г. на вооружении в российской армии находилось более 150 вертолетов семейства Ми-28.
В марте 2019 г. во время посещения АО «Роствертол» заместитель министра обороны России Алексей Криворучко заявил, что Министерство обороны России намерено заключить контракт на поставку модернизированных вертолетов Ми-28НМ. А.Криворучко уточнил, что в рамках первого контракта на Ми-28НМ может быть поставлено 6 или 18 машин. Минобороны России также решило купить у холдинга «Вертолеты России» еще 10 тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми-26.
Летные испытания усовершенствованной машины Ми-28НМ начались 12 октября 2016 г. В марте 2019 г. опытный образец ОП-1 вертолета Ми-28НМ прошел испытания в боевых условиях в Сирии. Всего Минобороны России планирует закупить до 2027 г. 98 вертолетов Ми-28НМ. Поставка российским вокнным первой опытной партии новейшей модификации ударных вертолетов Ми-28НМ состоялась весной 2019 г.
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году было построено в рамках экспортных контрактов несколько тяжелых транспортных вертолетов марки Ми-26Т2, в частности, для Алжира. Всего для Минобороны Алжира заказано 14 тяжелых винтокрылых машин. К началу 2018 г. было передано около десяти машин.
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)
По утверждению руководства предприятия «Прогресс», завод загружен экспортными заказами до конца 2020 г. Согласно афишированным руководством холдинга «Вертолеты России» планам, на авиазаводе в Арсеньеве в 2018-2019 гг. намечено изготовить суммарно около 50 новых вертолетов марки Ка-52 в рамках госзаказа и для экспорта, т.е. по 25 машин в год.
Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко заявил в прошедшем году, что по плану в 2019 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России должны получить 8 штук новых машин Ка-52 «Аллигатор».
В 2018 г. на авиазаводе «Прогресс» построили третий опытный образец многоцелевого вертолета Ка-62 (ОП-3), предназначенный для летных испытаний. Однако машину доводили всю первую половину 2019 г. и первый раз подняли в воздух только в начале августа. Винтокрылую машину Ка-62 ОП-3 (бортовой № 623), которая была продемонстрирована на МАКС-2019, по окончании авиасалона направили на дополнительные испытания на электромагнитную совместимость оборудования в подмосковные Панки, а затем она вернулась в Арсеньев на авиазавод «Прогресс» для выполнения программы заводских испытаний.
В апреле 2019 г. на заводе «Прогресс» в Арсеньеве началось изготовление первой серийной партии вертолетов Ка-62 в количестве шести штук. Производство ведется при поддержке Фонда развития промышленности России. Сейчас эта заводская программа находится на этапе изготовления деталей и агрегатов для строящихся машин. На осень 2019 г. была запланирована стапельная сборка фюзеляжа первого серийного вертолета Ка-62.
Завершить сертификационные испытания и получить сертификат типа по нормам АП-29 на Ка-62 в базовом грузопассажирском варианте намечено в 2020 г., а затем предполагается сертификация нового отечественного вертолета по европейским нормам летной годности в EASA. После завершения предварительных испытаний в начале 2020 г. вертолет Ка-62 приступит к программе сертификационных испытаний. Холдинг «Вертолеты России» рассчитывает на финансирование проекта по вертолету Ка-62 со стороны Государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ».
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»
В 2019 г. авиазавод в Кумертау (Башкирия) холдинга «Вертолеты России» выполнил два экспортных контракта: на поставку 2 вертолетов Ка-32А11BC в Таиланд и 3 многоцелевых вертолетов Ка-32A11BC в Турцию. Суммарно Турция и Таиланд заказали в 2017 г. восемь машин марки Ка-32А11ВС.
В 2019 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России.
В течение прошедшего года авиазавод в башкирском Кумертау осуществлял подготовку производства элементов планера легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (в варианте 226.54) для лицензионной сборки в Индии.
Итоги
По заявлению руководства холдинга «Вертолеты России» и Минобороны России, в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) 2019 г. на предприятиях холдинга будет произведено и поставлено в интересах Минобороны около 60 новых вертолетов.
На внутренний рынок в 2019 г. планировалось поставить около 75 вертолетов, а в рамках экспортных контрактов – около 60 винтокрылых машин. Сейчас в России зарегистрировано почти 1,5 тыс. вертолетов в гражданском реестре.
20 декабря 2019 г. на внеочередных собраниях акционеры АО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л. Миля» и АО «Камов» (обе компании входят в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») одобрили объединение компаний.
Реорганизация будет проходить посредством присоединения АО «Камов» к АО «МВЗ им. М.Л.Миля». Корпоративные процедуры планируется завершить к середине 2020 г., а весь процесс объединения, связанный в первую очередь с оптимизацией деятельности двух КБ, завершить до 2022 г.
По подсчетам руководства вертолетного холдинга «Вертолеты России», распределение задач между двумя КБ, а также серийными и авиаремонтными заводами холдинга позволит высвободить суммарно 15-20% годовой мощности двух вертолетных КБ, которую можно будет направить на создание технического задела и разработку новой техники.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут