«Игра в долгую», или Как построить зрелое гражданское общество

2244

Бывший заместитель председателя Совета депутатов с.п.Верейское Галина Менькова рассказала о своем успешном опыте борьбе за исключение линии ЛРТ с территорий Вереи и Быково. Теперь эту линию перенесли в Жуковский, смогут ли жители наукограда повторить маневры соседей, или все так и ограничится недовольством на публичных слушаниях.

В современной России теперь новые две беды – инновации и дураки, которые стремятся идти в ногу со временем, но голова все время запаздывает. За долгие годы к дорогам население уже как-то приспособилось, похоронив надежду на цивилизованное решение данного вопроса, а заодно и миллиарды бюджетных денег. Теперь нужно научиться уворачиваться от инновационных проектов, которые стали приметой времени, превратив всю страну в одни большие Нью-Васюки.

В Жуковском инновации обычно появляются вместе с очередным проектом Генплана или ПЗЗ. В 2017-м в проекте ПЗЗ жуковчане обнаружили 17-этажные дома на взлетной полосе ЛИИ, что в свете последней информации о реформировании Института выглядит уже не так уж и странно. Потом возникла подкупающая новизной и свежестью идея о нанодоме, когда на уже существующий дом решили надстроить несколько этажей. Тогда удалось увернуться от этого креатива от лукавого, однако полет мысли чиновников сильно прогрессирует: в 2018 году очередной рецидив трансформировался в проект линии легкорельсового транспорта от станции Отдых до аэропорта «Жуковский», через ул. Дзержинского, Горького, часть цаговского леса, прямо по памятнику Ту-144.

Впервые идею об ЛРТ озвучили в 2013 году, как проект скоростного внеуличного транспорта Московской области. Первым пилотным проектом ЛРТ должна была стать южная хорда Подольск-Домодедово-Раменское, строительство которой планировалось в три этапа: Подольск – аэропорт Домодедово, Домодедово – Раменское, Раменское – аэропорт Жуковский. Проект, который планировали закончить к 2018 году, так и остался в виде красивых картинок, однако в планы решили добавить фактуры, начертив еще одну дополнительную ветку ЛРТ к аэропорту «Жуковский» от станции Удельная.

25.03.2016 года Правительство Московской области выпустило постановление № 230/8 «Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». Как указано в документе, схема является составной частью Генплана развития Московской области, определяющего политику органов государственной власти в сфере стратегического планирования пространственного развития МО.  Дополнительную линию легкорельсового транспорта решили провести от станции Удельная, через земли с.п. Верейское и г.п.Быково, выведя к аэропорту через присоединенные к Жуковскому поля. Только вот, несмотря на декларируемые высокие цели, линию ЛРТ прочертили практически по территории Баженовской церкви в Быково, которая является памятником федерального значения. Не говоря уже о том, что проектировщики решили отдать в жертву инновациям жилые дома частного сектора. Жители этих территорий не просто удивились, а сильно возмутились такому стратегическому планированию и начали борьбу за защиту своих территорий от инновации в таком извращенном виде. В 2017 году жители Верейского сельского поселения резко выступили против внесения этого чудесного решения в Генплан. К ним присоединились жители Быково и Удельной, совместно они направили множество запросов в государственные и надзорные органы, выяснив для себя много интересного. Например, из ответа Министерства экономического развития РФ от 17.03.2017 г. общественность узнала, что в Госпрограмме Московской области информация о прохождении линии ЛРТ через Верейское сельское поселение отсутствует. В конечном итоге из-за активности жителей и депутатов Вереи, Удельной и Быково удалось «отбрыкаться» от того, чтобы их «корабли бороздили космические просторы» и добиться внесения изменений в схему территориального планирования транспортного обслуживания. Однако у проектировщиков запал не пропал, и то, что не удалось провести от станции Удельная, решили провести от станции Отдых, причем через центральную часть старого города. Тот же участок линии ЛРТ под номером 82201 просто исключили из Вереи и перенесли в Жуковский, сократив ширину линии, что, кстати, не спасает ближайшие дома от сноса. В 2018 году слишком исполнительная власть в лице главы города Андрея Войтюка проект согласовала, добавив, что лучше это делать в подземном туннеле, в 2019 году при обсуждении Генплана линия ЛРТ уже была нанесена в «информационных целях», так как с жуковчанами обсуждать уже ничего не планировали.  Однако накал страстей на публичных слушаниях изменил отношение городских властей к этому довольно странному проекту: глава города Юрий Прохоров направил в комитет по архитектуре и градостроительству обращение с просьбой исключить линию ЛРТ, проходящую по территории Жуковского. В администрацию города поступило письмо от «Рампорта», в котором отмечалось, что железнодорожный транспорт – не приоритетное направление доставки пассажиров в аэропорт. Также поступило письмо и от ЦАГИ: проект ЛРТ затрагивает корпуса Института, где действительно ведется исследовательская работа в целях развития авиационной науки.

Пока переносить ветку ЛРТ из Жуковского в областном ведомстве не собираются, по всей вероятности, нужен отчет по масштабным инновационным планам, которые красиво смотрятся на бумаге, а реализация никого не волнует, ведь красивая картинка превыше всего. Однако жителям города «жить на пороховой бочке» проекта, поражающего исключительно своим идиотизмом, тоже не хочется. Что делать в ситуации, когда верхи не хотят слушать низы, – главная тема нашего разговора с Галиной Меньковой, бывшим заместителем председателя Совета депутатов с/п Верейского, которая два года боролась против линии ЛРТ по землям Быково и Вереи, и заставила систему сдать назад.

Галина Геннадьевна, ваш пример, один из немногих успешных кейсов отстаивания своих прав за последние годы. Как вам это удалось?

– Это было непросто, скажу сразу, мы два года боролись за исключение линии ЛРТ из схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. И это были два года методичной работы моей как депутата и инициативной группы жителей.

С чего вы начали?

– Когда мы первый раз приехали в Главархитектуру,  долго рассказывали чиновникам областного ведомства о всех нестыковках данного проекта. Например, транспортный узел размещался между станциями Быково и Удельной, что до одной, что до другой железнодорожной платформы нужно было идти минут десять. Кроме того, в пресловутой схеме СТП ТП МО расширение автодороги Быково- Москва не планировалось, хотя здесь в часы пик автотранспорт постоянно стоит в пробках, так как эта дорога имеет всего две полосы. Рассказывали о Баженовской церкви, о домах жителей, которые пойдут под снос. Нам казалось, что, озвучив все наши аргументы, мы убедим чиновников и им станет очевидна бессмысленность данного проекта. Однако в ответ услышали: «А нам все равно». То есть целесообразность никого не волновала. Я назвала такой подход коррупцией, но мои слова никого не смутили, на том и разошлись. У нас по проекту охранная зона была шире, чем у вас, – 400 метров, чиновники мне рассказывали, что в проекте трассировка будет уточнятся, где-то возможна и до 50 метров, ведь каждый изгиб – это потеря скорости экспресса. Поэтому когда я увидела вашу линию, которая несколько раз заворачивает под прямым углом, у меня возникает вопрос, зачем вообще нужна линия ЛРТ, которая просто не сможет работать?

Я вообще первый раз вижу, чтобы рельсы поворачивали под прямым углом, а, если скруглить эти повороты, то в жертву этому проекту нужно приносить жилые дома, корпуса ЦАГИ, я уже не говорю о двух гектарах остатков цаговского леса под вырубку…

– Как ранее говорила, у нас линия ЛРТ проходила по Баженовской церкви, которая является памятником федерального значения и по частным домам. И хотя были затронуты интересы меньшего количества людей, чем у вас, мы написали везде: и президенту и в федеральные министерства, Генеральную прокуратуру, всем на областном уровне. Одни писали, другие записывались на прием, отвозили, это должна быть слаженная совместная работа активных людей, общественных организаций и депутатов. Обращения не просто отправляются «на деревню дедушке», а передаются на личном приеме, потом нужно узнать входящий и желательно, кому расписали, чтобы отслеживать дальнейшее путешествие по инстанциям. При этом у нас в Совете депутатов было 10 человек, и все они подписывали обращения с просьбой исключить линию ЛРТ.

Перед тем как внести ЛРТ в схему территориального планирования транспортного обслуживания МО она должна быть согласована со многими федеральными министерствами. На сайте Минэкономразвития я нашла замечания рабочей группы (представителей федеральных министерств) на данный проект, разыскала сотрудника, который курировал этот проект и выяснила, что замечания не устранены.  После этого мною были подготовлены депутатские обращения в эти министерства, а инициативная группа доставила их адресатам. По сути, я сообщила федеральным властям о самоуправстве Главархитектуры МО. Вполне возможно, что вы сильно удивитесь, когда выясните, какие замечания были поданы на ваш проект ЛТР и что было исправлено. Самый простой вопрос: есть ли согласование с РЖД, ведь для ЛРТ нужно проложить дополнительную ветку, а, возможно, и  построить депо?

Это «игра в долгую», на своем опыте могу сказать, что нахрапом не получится. Возможно, мы добились результата, потому что сразу настроились на такую ежедневную работу с документами и чиновниками различных ведомств.

Мне еще нравится подход чиновников, которые успокаивают: вы не волнуйтесь, это нереальный проект, надо на ул. Горького линию электропередач убирать под землю, а еще и тоннель копать, который Войтюк согласовал. Давайте мы это просто нарисуем, чтобы было, а делать никто не будет… Возникает логичный вопрос: зачем тогда наносить, зачем в принципе давать законодательную возможность для такого безумного проекта?

– Если кому-то нужно будет «отмыть» деньги, на целесообразность смотреть не будут, главное – зайти в проект, раскорежут все и будут ждать дальнейшего финансирования.  Именно поэтому мы так отчаянно боролись за исключение линии ЛРТ из схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО) и Генплана. Потому что надо четко понимать, что с юридической точки зрения невозможно убрать ЛРТ из Генплана, пока не исключат или не перенесут линию ЛРТ по Жуковскому из СТП ТО МО. То есть, даже если будет принято принципиальное решение, технически приведение в соответствие документации займет в лучшем случае не менее года.

Как вы считаете, что стало переломным моментом в вашей истории? Что больше всего повлияло на желание чиновников исключить линию ЛРТ из Вереи и Быково?

– В какой-то момент наша переписка с ведомствами зашла в тупик, а прокуратура Московской области Совету депутатов не отвечала более месяца, депутаты и инициативная группа жителей организовали митинг, на который пришло 30 процентов жителей. Эта цифра сопоставима с тем, если бы у вас вышли около 30 тысяч жуковчан. Также нас поддержали жители г.п. Удельная, г.п. Быково, г.п. Томилино и г.о.Жуковский.

Только после этого нас наконец-то услышали, и пошел рабочий процесс. Это, конечно, не значит, что переписка с министерствами и ведомствами была напрасной, все вместе в комплексе повлияло на ситуацию. Чиновники поняли, что люди не смирятся и не «остынут». Еще раз повторю: нужно быть готовыми к ежедневной рутинной работе, направленной на отстаивание своих прав. На мой взгляд это и называется зрелым гражданским обществом, которого нам так не хватает.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.