Предновогодний разговор с главой города: без пафоса, официоза и лубочных фраз

Наталья Знаменская
главный редактор

До нового года осталась одна неделя. Она по сути — праздничная, но, в то же время, это всегда повод для разговоров о том, что было. Каким стал для нас год уходящий, оправдал ли он наши надежды и какие принес впечатления в нашу жизнь? Чем радовал каждого из нас и чем огорчал? Что мы вообще думаем о нем как об отрезке времени, у которого есть одно неоспоримое преимущество — он пережит нами, а не придуман кем-то для представления собственной картины мира?

Глава города Юрий Прохоров не был категоричным в беседе на заданную тему. Он размышлял на ходу, без пафоса и официоза, старался быть искренним. Такие правила и такой формат мы обговорили заранее. И вот что получилось.

— Юрий Вячеславович, я не прошу у вас отчета о проделанной работе. Логика цифр пусть останется для вертикали власти, которая, не сомневаюсь, умеет ею манипулировать. Мне не нужны все эти красные и зеленые зоны (как показатели эффективности работы), которыми обложили города Подмосковья вышестоящие чиновники. Мне даже не интересно, на каком счету город Жуковский в озвученной губернатором цели под названием «идеология лидерства». Думаю, что большинство жуковчан интересует не лидерство губернии, а комфортная человеческая жизнь в собственном городе. Во всех отношениях. Как вы считаете, 2019 год был для Жуковского… каким?

— Не берусь судить за всех жуковчан, могу сказать свое впечатление — он был сдержанным. Без особой харизмы, прорывов и провалов, нормальный рабочий год, что само по себе уже неплохо.

Главное, как мне кажется, местная власть стала чуточку ближе к жителям, мы научились слушать друг друга и даже в некоторых случаях действовать сообща, исходя из здравого смысла и имеющихся реальных обстоятельств.
Ровно год назад я вступил на должность главы города. И тогда, в интервью ЖВ, я говорил, что да, нынешний формат местного самоуправления предполагает более тесный контакт с областными структурами, чем это было раньше. Но это вовсе не означает, что речь идет об одной-единственной опции — слушать приказы и исполнять. У нас, так или иначе, есть возможность вносить свои аргументы в пользу того или иного решения, в некоторых вещах принимать их самостоятельно. Понятно (и в этом нет отсутствия логики), что областное руководство рассматривает Подмосковье в целом, а мы (местная власть) пытаемся отстоять интересы своего отдельно взятого города. Я бы не сказал, что здесь есть глобальное противоречие, но перед нами задача как минимум в два действия: мы отвечаем и перед губернатором, и перед жителями. Это не просто, потому как нужно добиваться взаимопонимания в двух ипостасях.

— Однако, мы видим, это не всегда получается, возникают и противоречия. Как, например, с наличием ЛРТ в новом Генплане Жуковского. Областное руководство стоит на своем, жуковчане — против, результатом последних переговоров с областными чиновниками народ остался недоволен.

— И тем не менее, в проекте нового Генплана нам сегодня удалось отстоять некоторые важные для жуковчан замечания. Другой вопрос, что людям хочется получить гарантии на все и сразу. Но для решения таких вопросов как внести коррективы в уже утвержденную областную программу, нужно время и эффективные мотивации к разрешению данной проблемы с обеих сторон. Мы занимаемся и будем этим заниматься. Без лишних эмоций, терпеливо и с умом. Во всяком случае, я не считаю эту историю безнадежной.

— Ваш оптимизм напоминает мне анекдот про то, как овцы сдохли в то время, как у председателя колхоза было еще столько идей…

— Скажу вам честно, это не оптимизм. Я вообще не из категории людей, которые живут надеждами. Я скорее реалист, который считает, анализирует и действует на основе понимания, а не полагается на веру во все хорошее. Работа в бизнесе научила меня тратить время преимущественно на эффективные действия. Напор и отвага — вещи хорошие, но они не всегда помогают преодолеть фантомные препятствия, а иногда превращаются в популизм, что происходит незаметно, и вреда становится больше, чем пользы.

— Возможно. И тем не менее, в бизнесе вы сами принимали решения и сами за них отвечали. А сейчас вы заложник «политики партии». Вас это не смущает?

— У меня другое представление о моей ситуации. Я, так же как и вы — жуковчанин не в одном поколении. Здесь живет моя семья, мои родители, мои друзья. В этом смысле я, так же как и вы — заинтересованное лицо, а не только чиновник. Я работаю в тех условиях, которые есть и стараюсь сделать полезное для города не когда-нибудь, а сейчас. Да, у меня не все получается, во всяком случае сразу. Но, я вижу цель и стараюсь искать эффективные пути ее достижения. Вот и все. Если сегодня не удается достичь понимания там, где принимаются решения, значит надо пополнять базу наших аргументов, усиливать акценты, предлагать компромиссы и возвращаться к теме на любом этапе. Иногда время дает новые импульсы к решению проблем.

— Было ли что-то в 2019 году, что вас удивило? Или вы настолько практичны, что такого просто не бывает?

— Бывает. Я не помню точно, но кто-то из великих сказал, что если человек перестал удивляться, значит, он остановился в развитии. Каждый день дает нам новую пищу для размышлений, что рано или поздно должно трансформироваться в опыт.
Я, например, был уверен, что проект установки памятника Ту-144 безупречен с точки зрения общественного мнения. Но были и возражения: часть жуковчан называли его нецелесообразным. В сетях интернета шли споры о том, что и самолет не является отражением наших побед, и деньги на его установку лучше потратить на решение более злободневных задач.

Я с уважением отношусь к любому мнению. Это даже хорошо, что народ активно обсуждал этот проект. Но итог, как мне кажется, был справедливым: самолет установлен, он стал еще одним символом самоиндентификации Жуковского как города авиации. И что самое важное — мы воздали должное многим авиационным специалистам, жителям нашего города, которые участвовали в его создании, ставили
Ту-144 на крыло.

А еще меня до сих пор удивляет история с созданием ТОСов — территорий общественного самоуправления в Жуковском. Инициативная группа жуковчан решила реализовать свое право, прописанное в российских законах и в местном Уставе города. Люди хотят влиять на те или иные решения власти, затрагивающие интересы конкретных территорий. Да, это влияние согласно закону, не имеет прямого действия. Но ТОС дает возможность жителям конкретных территорий участвовать в обсуждении, быть легитимной стороной в споре, если он возникает. Как максимум, он стимулирует жителей объединяться для решения общих задач, вырабатывать общую позицию и решать свои проблемы нормальным структурным способом. Но если жители, что называется, не созрели для такой формы, то инициативная группа просто не сможет ТОС создать, потому как прописанная в Уставе города процедура совсем непроста, она требует консолидации довольно большого, репрезентативного количества жителей.
Однако некоторые общественники вдруг оказались против. Пошли письма в прокуратуру, Совет депутатов и прочие инстанции… Я понимаю, когда люди жалуются на власть, когда та нарушает их права. Но я не понимаю, когда одни жители начинают борьбу с другими за то, что последние решили попробовать реализовать гражданские права для управления и защиты своих территорий. Я знаю, что в некоторых городах созданию ТОСов под разными предлогами препятствует власть. Есть такой инстинкт нецивилизованной бюрократии — «не пущать, как бы чего не вышло». А у нас другая ситуация — некоторые жители не хотят использовать свои права и мешают это делать другим. Что это? Как чиновник я, наверное, должен сказать «ну, и слава богу». Но как жителю города мне грустно от того, что люди не готовы слушать, разбираться и находить консенсус, им проще воевать друг с другом.

— У меня, признаюсь, тоже эта история вызывает странные ощущения. И она мне напоминает старый детский мультфильм про козленка, который умел считать до десяти. «Ой, он и меня сосчитал», — возмущались противники того самого козленка до тех пор, пока корабль, на котором оказались герои сказки, не пошел ко дну. Собственно, это и есть одна из главных проблем города — инфантилизм и разобщенность. Люди готовы поверить во что угодно (в справедливые суды, в зоркое око прокурора, в челобитные царю-батюшке…), но только не в собственные силы.

— Возможно, но я никого не осуждаю. Моя позиция по ТОСам проста: ТОСы — это не хорошо и не плохо. Это — возможность. Люди могут воспользоваться такой возможностью или нет. Все зависит от уровня мотивации и способности объединяться ради общих целей. Но я точно знаю, что ТОСы — это не вред гражданскому обществу, это и есть гражданское общество в практическом варианте.

— Опрос читателей ЖВ показал, что большинство из них считает 2019 год не оптимистичным. Наверное, так называемая пенсионная реформа сделала свое дело… Впрочем, поводов для пессимизма достаточно при очевидном падении уровня жизни населения.

Я хочу спросить вас не как чиновника, а как обычного человека, было ли такое событие в этом году, которое принесло вам если не счастье, то огромную радость? Только не говорите про Ту-144, не поверю.

— Моя дочь окончила школу (причем, экстерном) с золотой медалью и поступила в архитектурный институт — МАРХИ. Это и радость и счастье для нас с женой. Родители выпускников меня поймут.

— Что бы вы пожелали ей в новом году?

— То же, чего бы я хотел пожелать всем своим согражданам.

Дорогие жуковчане! С наступающим Новым годом! Как бы не было трудно — не теряйте оптимизма, веры в себя, в силу человеческих отношений. Не забывайте, что счастье — это когда тебя понимают. Пусть в новом году ваши близкие и друзья будут всегда рядом.

Удачи нам всем!

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Главный редактор. Рубрика "Колонка редактора", круглые столы, "Гость ЖВ"