Испытатели разных эпох, объединенные воздушной стихией

1499

Юбилейные даты трех авиаторов

ЖВ продолжают публикацию биографий известных людей, для которых уходящий год стал юбилейным. В этом номере мы расскажем о трех летчиках, родившихся в разное время, но объединенных общей целью покорения неба. Биографии Николая Ивановича Петрова, Юрия Алексеевича Шевякова и Сергея Петровича Хазова — это жизнеописания трех авиаторов, чьи жизненные пути начинались со службы в военно-воздушных силах и чьи судьбы так или иначе связаны с испытаниями. Юрия Алексеевича Шевякова и Николая Ивановича Петрова давно уже нет в живых, но живы их труды. Штурман-испытатель первого класса Сергей Петрович Хазов 16 декабря отметил свой 60-й день рождения и хочется пожелать ему крепкого здоровья.

115 лет со дня рождения

Николай Иванович Петров
(1894-1977)

В 1916 году окончил Московскую военную школу летчиков. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1918 году Николай Иванович осуществил первый в стране беспосадочный перелет Петроград-Москва. Участник Первой мировой и Гражданской войн. После ухода из армии, в 1921 году стал сотрудником Центрального аэрогидродинамического института. В 1923 году окончил Московское высшее техническое училище. Первым в 1924 году поднял в небо самолет АНТ-2. С 1926 года работал конструктором по высотному оборудованию в ОКБ А.Н. Туполева. С 1936 года был старшим инженером-конструктором бригады высотного оборудования. В 1938 году Николай Иванович был арестован органами НКВД и направлен в специальное ЦКБ-29, где работал до 1940 года по высотному оборудованию самолета «100» (Пе-2). С 1943 по 1957 гг. вновь работал в ОКБ А.Н. Туполева старшим инженером-конструктором бригады высотного оборудования. Николай Иванович принимал участие в создании конструкций самолетов начиная от Ту-12 до Ту-144. Умер Николай Иванович Петров в 1977 году.

90 лет со дня рождения

Юрий Алексеевич Шевяков
(1929-1998)

Родился 25 декабря 1929 года в городе Усмань Липецкой области. Юность будущего авиатора прошла в разных городах страны — он успел пожить в Воронеже, Уфе, Ташкенте, Омске, Симферополе, Астрахани. После окончания в 1949 г.
Астраханского аэроклуба был призван в армию. В 1952 году, окончив обучение в знаменитом Борисоглебском военном авиационном училище летчиков, работал в нем летчиком-инструктором. Выйдя в запас, переехал в Жуковский и поступил в Школу летчиков-испытателей. С 1958 года в течение 12 лет, Юрий Алексеевич был летчиком-испытателем Летно-исследовательского института, испытав в том числе и ряд навигационных систем автоматического захода на посадку, средства спасения, двигатели на Ту-22. Участвовал в испытаниях самолетов Су-7, Су-9, Су-11, МиГ-19, МиГ-21. Также он проводил исследования устойчивости и управляемости сверхзвуковых истребителей и бомбардировщиков при имитации случаев заклинивания руля высоты. Параллельно с испытательной работой был летчиком-инструктором Школы летчиков-испытателей, а в течение трех лет (1967-1970 гг.) и заместителем начальника Школы по летной части. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валерий Евгеньевич Меницкий в книге своих воспоминаний «Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя» рассказывая о своей учебе в Школе летчиков-испытателей, вспоминает и о строгом и требовательном наставнике — Юрии Алексеевиче Шевякове. «Когда Шевяков корил меня за лихачество, он был отчасти прав. У меня действительно всегда было стремление попробовать себя, испытать, пролететь на предельно малой высоте… Потому что пилотаж осуществлялся на высоте не менее 1000 метров, а острота полета чувствуется только у земли. Федотов тоже понимал, что какие-то инструкции иногда просто мешают, стремился от них уйти, но тогда еще не было повального увлечения пилотажем. Его демонстрировали в основном только приезжающему начальству, и занимались им по преимуществу строевые летчики. А здесь подход должен быть однозначным: пилотажем строевых машин должны заниматься только военные летчики, потому что мы готовим материальную часть для них, а не для себя. Но в то же время летчики-испытатели обязательно должны летать на пилотаж, в том числе, и на малых высотах, чтобы первыми на опытной технике проверить все нюансы такого полета», − спустя годы вспоминал В.Е. Меницкий.
С 1970 года Юрий Алексеевич работал летчиком-испытателем ОКБ А.С. Яковлева. За 16 лет он испытал целую линейку самолетов Як, в том числе, подняв в небо и осуществив испытания Як-38/2, головного Як-42, сертификационные испытания Як-40 на соответствие американским нормам FAR-25 и английским нормам BKAR. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1974 года Юрию Алексеевичу Шевякову было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». В 1981 году летчик установил четыре (из которых три — вторым пилотом) мировых авиационных рекорда дальности и скороподъемности на Як-42. После ухода с испытательной работы в 1986 году, в течение 11 лет работал инженером в летно-испытательном комплексе ОКБ имени А.С.Яковлева. Умер Юрий Алексеевич Шевяков 23 сентября 1998 г. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище. Сын Юрия Алексеевича — Михаил Юрьевич Шевяков пошел по стопам отца и стал заслуженным летчиком-испытателем Российской Федерации.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Амет-хан Султана, д. 9.

60 лет со дня рождения

Сергей Петрович Хазов
(род. 1959)

Родился 16 декабря 1959 года в городе Горький (ныне Нижний Новгород). В 1982 году окончил Ставропольское военное авиационное училище штурманов. Служил в строевых частях ВВС. В 1988 году вышел в отставку, а в 1989 году окончил штурманское отделение Школы летчиков-испытателей. В течение 11 лет (1988-1999) был штурманом-испытателем ОКБ имени А.И. Микояна. За годы испытательной работы принимал участие в первом вылете и испытаниях головных МиГ-31М и МиГ-31Б. Кроме того Сергей Петрович принимал участие в испытаниях таких самолетов, как МиГ-23УБ,
МиГ-25ПУ, МиГ-29УБ, МиГ-31 и других. Указом Президента РФ от 1 марта 1996 года штурман-испытатель Сергей Петрович Хазов был награжден орденом Мужества. После ухода с испытательной работы был сотрудником отдела международных выставок МАПО «МиГ».
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Ломоносова, д. 18/11.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.