Юбилеи Геннадия Павловца и Александра Иванова

Декабрь 2019 года стал юбилейным для знаменитого ученого и заслуженного штурмана-испытателя СССР

1167

ЖВ продолжают цикл публикаций, посвященных известным людям — ученым и испытателям, связанным с нашим городом. Декабрь стал юбилейным для целого ряда выдающихся сограждан, среди которых известный ученый ЦАГИ Геннадий Андреевич Павловец и заслуженный штурман-испытатель СССР Александр Михайлович Иванов. К сожалению, их обоих нет в живых. Они родились с разницей в десять лет и один день- Геннадию Андреевичу Павловцу 19 декабря исполнилось бы 80 лет, а Александр Михайлович Иванов мог бы отпраздновать 20 декабря свой 70-й день рождения. И ушли из жизни эти выдающиеся люди в один год − 2010. Трагическая гибель Геннадия Павловца от рук убийц всколыхнула город и широко освещалась федеральными СМИ. С тех пор прошло почти 10 лет, но ученого до сих пор помнят его ученики и коллеги. Жизнь заслуженного штурмана-испытателя Александра Михайловича Иванова была также насыщена событиями — он испытал целый ряд самолетов ОКБ П.О. Сухого. Один из испытательных полетов чуть не стоил штурману жизни. О судьбах этих удивительных людей и будет рассказано в данной статье.

80 лет со дня рождения

Геннадий Андреевич Павловец
(1939-2010)

Родился 19 декабря 1939 года в городе Нижнеудинск Иркутской области. В 1962 году окончил МФТИ и стал работать в отделении аэродинамики самолетов и ракет Центрального аэрогидродинамического института. В 1967 году окончив аспирантуру ЦАГИ, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В том же году стал заместителем начальника отдела №5 отделения аэродинамики самолетов и ракет. В 1985 году защитил докторскую диссертацию. Ученый внес огромный вклад в изу-
чение теории крыла и вычислительной динамики. Он является автором и соавтором более чем 60 научных работ. Геннадий Андреевич был заместителем начальника, начальником отделения аэродинамики самолетов и ракет, заместителем директора и первым заместителем директора Института. Ученый руководил семинаром ЦАГИ по аэродинамическому проектированию, школой-семинаром по аэродинамике летательных аппаратов, научно-техническим советом ЦАГИ по аэродинамике и динамике. Геннадий Андреевич внес большую лепту в создание пассажирских и транспортных самолетов нового поколения, таких как Ан-124, Ту-204, Ту-334 и других. Под руководством ученого проводились важные комплексные исследования по обоснованию типажа и определению облика гражданских самолетов следующего поколения. Большой вклад Геннадий Андреевич внес в создание истребителя пятого поколения. Возглавляя аэродинамический комплекс ЦАГИ ученый своими разработками значительно повысил летно-технические разработки боевых самолетов и крылатых ракет. Г.А. Павловец непосредственно участвовал в исследованиях по аэродинамике, позволивших осуществить сертификационные испытания Ту-334. Ученый являлся одним из руководителей Национальной ассоциации наноиндустрии. Многие годы Геннадий Андреевич преподавал на кафедре «механика полета» ФАЛТ МФТИ. Ученый создал свою научную школу, под его руководством были защищены 7 докторских и 10 кандидатских диссертаций. В 1996 году за вклад в создание транспортных самолетов Ан-124 и Ан-225 Геннадий Андреевич Павловец был удостоен государственной премии Украины, а в 2001 году удостоен Государственной премии РФ в области науки и техники. В 2007 году ученому присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Жуковский». Первый заместитель директора ФГУП «ЦАГИ» доктор технических наук Геннадий Андреевич Павловец трагически погиб 14 июля 2010 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Ломоносова, д. 14.

70 лет со дня рождения

Александр Михайлович Иванов
(1949-2010)

Родился 20 декабря 1949 года в городе Благовещенске Амурской области. После окончания Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов служил в Дальней авиации на Дальнем Востоке. После ухода в запас в 1974 году, стал штурманом-испытателем ОКБ имени П.О. Сухого, отдав испытательной работе 24 года своей жизни. В 1975 году Александр Михайлович окончил курсы при Школе летчиков-испытателей, а в 1981 году − Московский авиационный институт. За годы работы в ОКБ имени П.О. Сухого принял участие в ряде важных испытаний, в том числе, первом вылете таких самолетов как Су-24 в сентябре 1977 года, Су-24 МР в июле 1980 года, Су-30 в октябре 1988 года. В 1977 году вместе с летчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Кречетовым участвовал в испытаниях нового военно-морского спасательного костюма на всех режимах полета. 19 июля 1977 года Владимир Кречетов и Александр Иванов вылетели на Су-24 с целью выполнить задание − на высоте 1000 метров достичь максимальной скорости. Когда самолет набрал скорость в 1380 километров в час, начались неполадки: истребитель резко бросило в левый крен, сильно затрясло, одновременно раздался взрыв. Владимир Кречетов попытался убрать обороты двигателей до минимума, но Су-24 стал неуправляемым и исчезла радиосвязь. Александр Михайлович Иванов позже вспоминал: «Владимир перенес правую руку с ручки управления самолетом на ручки катапультирования, показывая тем самым мне: «Делай, как я». Я выдернул ручки катапульты, но кресло не пошло, кабина в это время наполнилась дымом, начался пожар. Мне удалось сбросить вручную фонарь кабины, катапультироваться и нормально приземлиться. Минут через 40 меня подобрал спасательный вертолет. Находясь еще на парашюте, пытался отыскать второй купол, но ни в воздухе, ни на земле второго парашюта не обнаружил. Поиски вертолетов из поисково-спасательной службы пока ничего не дали. Меня привезли на аэродром, там уже был Евгений Алексеевич Иванов. Он расспросил обо всем, что случилось. Потом меня отправили в больницу». К сожалению, летчик-испытатель Владимир Кречетов не смог катапультироваться и погиб. Произошло это происшествие в районе рязанского села Криуша. Александр Михайлович после выздоровления вернулся к летным испытаниям. 4 октября 1989 года Александру Михайловичу Иванову было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы был штурманом в авиационных компаниях. Умер Александр Михайлович Иванов 2 мая 2010 года. Похоронен на новом кладбище в селе Загорново Раменского района.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Серова, д. 6 а

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Журналист, краевед. Ведущий рубрики "Лица города", "Жукдвор", автор книги "Прогулки по городу"