Криминальные врезки в трубопроводы достигли масштабов настоящего бедствия во многих регионах России. Московская область уверенно лидирует в этом списке.

Экологи делают все возможное, чтобы привлечь общественное внимание к этой проблеме, ведь криминальные врезки приводят к разливам нефтепродуктов и загрязнению земель. Беспокойство выражают и в объединениях автовладельцев: украденные из трубы нефтепродукты, разбавленные опасными присадками, по поддельным документам поступают на автозаправки, становятся причиной поломок транспорта и куда более серьезных проблем.

Сергей Канаев
Член экспертного Совета Федерации Автовладельцев России

Член экспертного Совета Федерации Автовладельцев России, председатель Общества защиты прав автомобилистов, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев рассказывает о том, как бодяжное топливо подрывает техническое «здоровье» автомобилей, жизненное благополучие их владельцев и пешеходов.

– Сергей Владимирович, каковы результаты последнего мониторинга топлива на АЗС Московского региона?

– К сожалению, результаты неутешительны. На рынок хлынуло топливо с повышенным содержанием бензола. По техническому регламенту, в бензине пятого класса содержание этого вещества не должно превышать 1%. Мы проверили 44 образца на 26 АЗС и в 11 пробах обнаружили превышение количества бензола в три — семь раз! Повышенное содержание бензола свидетельствует о плохой переработке нефти и нефтепродуктов — иными словами, это контрафактный бензин, который изготавливают на подпольных производствах из сырья, похищенного путем криминальных врезок в трубопроводы.

– Что это означает на практике?

– Для автомобильного двигателя избыток бензола в топливе — это гарантированное уничтожение катализатора. Моторесурс двигателя сокращается минимум в десять раз! Но самое страшное в бензоле то, какой вред он наносит человеческому здоровью. Это самая вредная составляющая бензина, бензол является сильнейшим канцерогеном. Его пары способны проникать даже через неповрежденную кожу и встраиваться в ДНК человека, а исследования показывают связь бензола с такими заболеваниями, как острые лейкозы, апластическая анемия, болезни костного мозга. Добавлю, что криминальные врезки в трубопроводы сами по себе могут стать причиной экологических проблем для людей, чьи дома или земельные участки оказались рядом с разливом нефтепродуктов.

Емкости с топливом, похищенным из трубопровода

– Можно ли избежать проблем, правильно выбрав АЗС?

– В основном проблема превышения содержания бензола в автомобильном топливе касается мелкорозничных заправок. Их владельцы, разумеется, знают о низком качестве контрафактного бензина, который продают, но ими движут экономические причины — элементарное желание «выжить» на рынке. Ситуация вряд ли изменится, пока будет продолжать действовать существующая на данный момент гуманная система наказания за криминальные врезки, а также поставки на рынок суррогатного топлива. Преступниками движет сознание собственной безнаказанности. Их доходы от противозаконного «бизнеса» сейчас в десятки раз превышают убытки, которые они могут понести.

Оборудование для слива нефтепродуктом

– Что, по Вашему мнению, поможет навести порядок на топливном рынке?

– Федерация Автовладельцев России давно предлагает ввести систему добровольной сертификации АЗС. Согласие владельца заправок на сертификацию означает, что на его объектах будут проводиться контрольные проверки бензина методом тайного покупателя. Компания, которая дорожит своим добрым именем, не позволит себе продавать контрафактную продукцию. Международный опыт показывает, что это самый эффективный способ решения проблемы. Он также будет способствовать борьбе с криминальными врезками, поскольку те, кто их осуществляет, лишаться источника своего нелегального дохода. От последствий использования контрафакта страдают прежде всего простые потребители, поэтому необходимо в ближайшее время наладить эффективный механизм противодействия. Эти меры позволят «выбить» экономическую основу для воровства топлива.

Елена Комарова

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.