Жителей поставят на счетчик

2123

Весной прошлого года в жуковских домах вдруг стали устанавливать счетчики на теплоэнергию, причем без заявок жителей, а в обязательном порядке. На все расспросы отвечали, что услуга обязательная, а подробности обещали сообщить позже. Прошло полгода, и подробности дошли до жителей в виде внушительных сумм, выставленных МП «Теплоцентраль» за услуги, которые никто не заказывал. 14 ноября местное отделение Ассоциации председателей советов многоквартирных домов (АПСМКД) организовало встречу жителей с директором МП «Теплоцентраль» Андреем Боборыкиным, заместителем главы Эдуардом Сигаловым и начальником управления ЖКХ Егором Бунтиным. Встреча получилась эмоциональной, к консенсусу не пришли, но в терминах определились.

 Председатель АПСМКД Елена Канышева изначально объяснила тему встречи: «Законодательство вменяет в обязанность собственникам установку счетчиков в целях экономии ресурсов. Но ставить можно счетчики разных производителей и разным способом, что влияет на затраты собственников. Для того, чтобы собственники выбрали наиболее подходящий для них вариант установки узла учета,  должны были пройти общие собрания в домах, а для этого их нужно было уведомить. А нас поставили уже перед фактом оплаты услуг, нами не согласованных. Собственникам в очередной раз не оставили права выбора, решив в административном порядке».

В соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ на собственников помещений была возложена обязанность до 2012 года установить общедомовые приборы учета. По тем домам, где в установленный срок не установили счетчики, это обязанность легла на ресурсоснабжающие организации, в городе это МП «Теплоцентраль». Однако собственники считают, что ресурсоснабжающая организация должна была хотя бы уведомить управляющие компании или напрямую собственников, чтобы те провели общие собрания для определения порядка установки общедомового прибора учета.

 

Директор МП «Теплоцентраль» Андрей Боборыкин изложил свою позицию: «Наша деятельность регулируется законом, в данном случае ФЗ № 261, который определил временные рамки для установки собственниками любыми удобными ими способами общедомовые приборы учета. Собственники этим не воспользовались, а вся ответственность за установку легла на плечи ресурсоснабжающих организаций, в том числе МП «Теплоцентраль». Так как счетчики устанавливались в границах дома, то жители и УК знали о том, что монтируется какое-то оборудование на их внутридомовых инженерных сетях. Процесс установки более двухсот приборов учета в домах не мог не пройти незамеченным. МП «Теплоцентраль» в рамках выполнения требований закона провела закупку и установку счетчиков, были объявлены и отыграны конкурсы, все процедуры были соблюдены. У нас имеется положительное заключение экспертизы о стоимости этих приборов вместе с монтажом. Процесс установки идет уже больше года. Наша организация сделала по каждому дому расчеты, исходя из общей жилой площади и стоимости прибора учета, чтобы управляющей компании было проще показать это жителям. (То есть, МП «Теплоцентраль» выставляет счет УК, а те – жителям, – прим. автора). Оттуда мы вывели жилые площади, которые находятся в собственности у муниципалитета, различных ведомств, чтобы с ними отдельно провести работу по оплате. Федеральный закон МП «Теплоцентраль» выполнило, экспертиза подтвердила, что никаких завышений стоимости оборудования не было».

 

Как всегда утверждение «все в рамках закона» вызывает множество вопросов на практике, и тут, как говорится, есть нюансы. В самом законе об энергосбережении определены основные принципы правового регулирования. Во-первых, это эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, системность и комплексность энергетической эффективности.

А просто узлы учета не сберегают ресурсы, а позволяют производить расчет по факту. Установить только приборы учета – недостаточно. Вы просто сможете увидеть перетоп, но за него все равно заплатите, не исключив его. Должно еще стоять оборудование, которое будет именно регулировать подачу тепловой энергии. А так получается фиксация, а не сбережение. Жители напомнили, что неплохо было бы сначала утеплить фасады и поставить пластиковые окна в подъездах, поменяют инженерные коммуникации, это комплексный подход, от того, что все в разнобой выполняют нормы закона, не взаимодействуя между собой, пользы мало. «Как-то будет оцениваться состояние коммуникаций в каждом доме?- задала вопрос жительница дома 1 по ул. Левченко. – Состояние наших домов удручающее. Для того, чтобы установить общедомовой прибор учета и начать эффективно экономить, наверное, для начала надо привести в порядок всю инженерную систему каждого дома, которая сейчас очень далека от идеала. А уже потом ставить приборы учета и начинать экономить ресурсы. Если кругом дырки, щели и старые чугунные трубы и просто выпиленные задвижки, то какое может быть энергосбережение? Это просто бессмысленные действия». «Мне на старые трубы счетчик сейчас поставили, на 2021 год у нас в доме запланирован капитальный ремонт, в подвале все коммуникации поменяют, заново тот счетчик уже поставить будет нельзя, но 640 тысяч я должна буду выплатить, непонятно за что, – пошла дальше жительница дома на ул. Дзержинского. – И потом мы должны будем за новый счетчик заплатить». Многие говорили о том, что нужен был дифференцированный подход, а не все дома пускать под одну гребенку, к любым изменениям нужно готовиться, только тогда они будут эффективными. Можно это сделать и на данном этапе: принять узлы учета в эксплуатацию только в тех домах, где все готово с точки зрения технического состояния, а по остальным домам вопрос пока отложить. Эдуард Сигалов предложил в тех домах, где управляющая компания видит проблемы с состоянием сетей, выехать комиссией с представителем управления ЖКХ и МП «Теплоцентрали», и вместе с УК и представителями Совета дома составить акт осмотра. И по результатам уже принять решение.  «Одним из критериев неустановки прибора учета является изношенность сетей, и она должна составлять не менее 70%, – отметил Андрей Боборыкин. – И это не мнение жителей или УК, это должно быть экспертное заключение. Так как таких актов не было предоставлено в МП «Теплоцентраль», перечень создавался из всех объектов, которые находились на территории города. Если сейчас такие акты будут составлены, то, наверное, затраченные деньги лягут в наш убыток, и мы это оборудование уберем».

 

Основной момент в дискуссии касался оценки стоимости и условий оплаты установки счетчиков тепловой энергии. Жителям просто выставили сумму, которая ранее ни с кем не оговаривалась, а это несколько сотен рублей. Как рассказали представители МП «Теплоцентраль», у каждого дома свой проект и своя стоимость: «Закупка и установка счетчиков проводилась за счет средств МП «Теплоцентраль», городской бюджет в этом никак не участвовал. При установке общедомовых приборов учета мы должны составить акт о возможности или невозможности любого прибора учета. Программа уже идет, в настоящий момент мы составляем письма УК о графике введения в эксплуатацию, некоторые дома уже вводятся. При подписании акта ввода в эксплуатацию присутствуют УК, председатель Совета дома, так как после подписания акта, узел учета становится общедомовым имуществом. Диспетчеризация узлов учета проводится для собственников бесплатно.

Деньги за проделанные работы мы тоже еще все не отдали, есть договор с подрядчиком, по которому МП «Теплоцентраль» также отдает денежные средства постепенно, по программе пятилетней рассрочки. Я вообще жителям ничего не предлагаю, предлагать будет УК, у меня отношения с ними, а не с собственниками. Рассрочка на пять лет со ставкой рефинансирования (6,5%), что прописано в федеральном законе. И я буду выставлять УК со ставкой рефинансирования». По поводу определения стоимости вопросы возникли сразу, например, Чаплыгина, 34 и Фрунзе,19 – абсолютно одинаковые дома, в одном рассчитали стоимость подготовки проекта, счетчика и его установки в 703 тысячи рублей, а в другом в 373 тысячи рублей. Также до сих пор на сайте МП «Теплоцентраль» не было опубликовано никакой информации по проведенным работам, не опубликованы проектная и техническая документация, сметы, экспертиза. Эдуард Сигалов обещал, что вся информация будет опубликована и на сайте ресурсоснабжающей организации и продублирована на сайте управляющих компаний. При этом, если собственники нашли более выгодное предложение или, например, предложение за те же деньги действительно выполнить условия закона об энергосбережении, автоматизировав регулирование энергоносителя, МП «Теплоцентраль» все равно выставит счет за свой обычный узел учета.

 

Обсуждение ситуации не привело к каким-либо результатам или путям выхода. МП «Теплоцентраль» считает, что выполнило требования закона, жители, в свою очередь, считают, что им навязывают услугу по завышенной цене, причем без энергосбережения, как того требует закон. Позиции понятны, осталось их совместить.

 

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.