23 октября в Доме ученых ЦАГИ прошел один из лучших концертов сезона – играл прекрасный дуэт в составе: пианист, музыкальный педагог, солист Московской госфилармонии, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Николай Луганский и пианист, дважды лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского Вадим Руденко.
С 1995 г. музыканты дают совместные концерты. Дуэт получился просто загляденье: полетный, поэтично-одухотворенный интроверт Луганский и смелый, броский экстраверт Руденко. Каждый из этих исполнителей дает до сотни сольных концертов за год, но традиция выступать вместе, к счастью, не прервалась.
В первом отделении концерта в Доме ученых прозвучала соната для двух фортепиано И.Брамса. Во втором отделении были исполнены «Соната для двух фортепиано» Ф.Пуленка, «Вариации на тему Паганини для двух фортепиано». В.Лютославского, «Вальс» (хореографическая поэма, авторская версия для двух фортепиано) М.Равеля.
Выступление музыкантов было выслушано залом на одном дыхании, игра произвела сильнейшее впечатление, и артисты были награждены продолжительными овациями, большим количеством цветов. На бис они сыграли небольшую пьесу Рахманинова. После концерта часть слушателей подписала у них программки, а одна из них, вручив цветы Николаю Луганскому, сказала: «Я хотела сказать, что принадлежу к поколению жуковчан, учившихся еще в детской музыкальной школе, расположенной в маленьком коттедже, когда город только строился. Сегодняшний зал, в своем большинстве, это мое поколение. Эта школа заложила ту традицию музыкального образования, любви к музыке, которая в городе есть. И от лица этих людей, моих друзей, моих соучениц, хочу сказать вам, что мы с огромным удовлетворением восприняли вашу речь при вручении Госпремии президентом, где высказались в защиту музыкального образования в стране. Это чрезвычайно актуально, в силу того, что все как бы реформируется, а на самом деле финансирование сокращается, нагрузка интенсифицируется, педагоги страдают от того, что изменяются подходы. Вы как профессионал, как истинный знаток не только музыкального искусства, но и педагогического, заняли четкую позицию. Мы вам очень благодарны за это. Огромное вам спасибо. Меня зовут Наталья, я ваша поклонница очень давняя, все ваши концерты не пропускаю и однажды я вас слушала даже в Рейкъявике, где живут мои дети. Когда вы приезжаете к нам, это всегда радует, это всегда — счастье.
В завершении общения с жуковчанами Николай Луганский ответил на вопросы корреспондента ЖВ.
Николай Львович, как сложился ваш дуэт?
– С Вадимом мы знакомы почти 40 лет, мы учились с ним в одной школе, но в разных классах, Вадим старше меня на 4,5 года. Однако близко познакомились уже в консерватории, когда стали готовиться к конкурсу Чайковского. Незадолго до него неожиданно умерла моя учительница Татьяна Николаева, и я перешел к профессору Сергею Доренскому в класс, в котором уже учился Вадим. Мы много играли друг с другом, аккомпанировали, а в 1994 г. оба участвовали в конкурсе Чайковского и оба стали лауреатами. После конкурса решили играть вместе, и по сей день, вот уже 25 лет, как мне кажется, делаем это с удовольствием.
А с музыкальной точки зрения почему вам интересно играть дуэтом, ведь репертуар для двух роялей не очень богат?
– Вы правы, репертуар для дуэта намного меньше, чем для одного рояля, но тем не менее репертуар все-таки есть и он интересный. Кстати говоря, у нас сегодня был первый в жизни концерт, где в основной программе не было произведения Рахманинова. Конечно, главное, что есть для двух роялей, это две сюиты и симфонические танцы Рахманинова, но вот мы сегодня играли «Вальс» Равеля, мы играем и сюиту Аренского, и сонату Моцарта, и сонаты Моцарта — Грига, и есть еще много красивой музыки. Кроме того, вы знаете, это удовольствие, когда играешь с музыкантом, которого уважаешь, которому доверяешь и с которым по-человечески приятно общаться. Когда играешь сольные концерты, с одной стороны за все отвечаешь сам, но психологически это тяжелее, это больший уровень стресса, а когда играешь вдвоем с человеком, которого знаешь, которому музыкально веришь, тогда это, в первую очередь, удовольствие.
А почему сегодня прозвучали именно эти произведения?
– Как я уже сказал, репертуар не безумно богатый, и почти всегда, да и в Жуковском, по-моему, мы играли одну из сюит Рахманинова, новое у нас – вариации Лютославского на темы Паганини, которые мы в России точно не играли, и мы до сих пор не можем вспомнить, играли ли где-то, по-моему нет. Потом, безумно забытая соната Пуленка, которую мы давно не играли. А в прошлом сезоне мы выучили Брамса. Вот так программа сложилась. Я не сторонник совсем концептуальных идей в программе, просто мы играем ту музыку, которую любим, и потихоньку стараемся прибавлять что-то новое.
Скажите, пожалуйста, о нашей публике, она чем-то отличается?
– Знаете, я не могу так оценивать. Раза 4-5 я был в Жуковском, публика здесь замечательная, очень внимательная, и здесь можно играть все, что угодно, и самую доступную, и самую недоступную музыку. Я всегда боюсь каких-то обобщений, но мне кажется, что ваша публика, воспитана, образованна, и здесь есть музыкальные традиции, существующие много десятков лет, поэтому здесь играть — одно удовольствие.