С 1 по 10 октября 1953 года состоялись первые пробные пуски большой сверхзвуковой аэродинамической трубы периодического действия Т-109. Установка и ее корпус были сооружены в сжатые сроки – за три года. Ввод Т-109 в работу обеспечил прорыв в развитии отечественной сверхзвуковой авиации и ракетостроения на многие годы вперед.
Необходимость создания такой установки была продиктована самим временем: шло активное развитие сверхзвуковой авиации и прорывное ракетостроение. У истоков ее создания стояли академик С.А. Христианович, О.В. Лыжин, С.А. Аристархов, В.Г. Книвель и многие другие известные специалисты ЦАГИ. Благодаря своим уникальным параметрам аэродинамическая труба (АДТ) Т-109 и сегодня является стратегическим объектом национальной технологической базы России. В ней можно проводить все известные виды аэродинамических испытаний. Без данной установки невозможно создание новых образцов сверхзвуковой ракетной и авиационной техники в Российской Федерации.
За время своего существования аэродинамическая труба Т-109 постоянно совершенствовалась и развивалась. Первые десять лет шел этап наладки режимов работы установки, создания базовых методик проведения испытаний. Второй этап жизни АДТ связан с внедрением новейших на тот момент измерительных технологий, в том числе первых в ЦАГИ тензометрических весов. Здесь же была разработана вся методика тензометрического весового эксперимента. С середины 1970-х гг. по 1989 г. шла коренная модернизация основного технологического оборудования и автоматизация эксперимента в трубе. В результате этой модернизации в Т-109 было создано и отлажено регулируемое сопло, что позволило непрерывно изменять число М от 0.4 до 4.0. А также – проведен ряд других не менее важных работ. На следующем этапе, продлившемся до 2007 г., в практику аэродинамического эксперимента в сверхзвуковой трубе внедрялись новые измерительные, информационные и цифровые технологии. Завершилась полная автоматизация эксперимента. А также был введен в работу измерительно-вычислительный и управляющий комплекс нового поколения. Все это позволило практически полностью автоматизировать эксперимент в Т-109, значительно повысить экономическую эффективность установки и получить новое качество измерений.
Современный этап развития большой сверхзвуковой аэродинамической трубы связан с модернизацией ее основных технологических элементов, выработавших свой ресурс. В настоящее время успешно завершены работы по реконструкции регулируемого сопла и механизма изменения углов атаки и скольжения. Выполнение всех запланированных работ по реконструкции Т-109 позволит обеспечить проведение высокотехнологичных экспериментальных исследований современных летательных аппаратов в этой трубе на многие годы вперед.