8 октября исполнилось бы 80 лет со дня рождения Татьяны Евгеньевны Селищевой, создателя и бессменного художественного руководителя, директора ШХИ «Полет» на протяжении 37 лет

Татьяна Евгеньевна Селищева — выдающийся дирижер и хормейстер, талантливый педагог и воспитатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, родилась 8 октября 1939 г. в Челябинске, в семье военнослужащего. Переехав в Тульскую область, она в 1957 г. окончила Яснополянскую школу им. Л.Н. Толстого при Академии педагогических наук СССР. В том же году Татьяна Селищева поступила в Ялтинское музыкальное училище по классу скрипки и хорового дирижирования, а в 1961 г. стала студенткой дирижерского факультета Московского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1964 г. Татьяна Евгеньевна стала жуковчанкой и, еще учась в МГПИ, начала работать учителем музыки в школе № 3 и, по совместительству, в ДК, сначала преподавателем инструментальных классов, а затем хормейстером и руководителем хоровой студии. Под ее руководством «Полет» из хоровой студии превратился в Школу хорового искусства такого высокого профессионального уровня, который подтверждался не только мнениями специалистов, но и приглашениями выступать на самых престижных площадках в стране и за рубежом.

Как вы отметили такую знаменательную для коллектива дату? — спросил я художественного руководителя и директора ШХИ им. Селищевой Наталию Филатову, возглавившую «Полет» после своего учителя.

— Мы знали заранее, что 8 октября не сможем ее отметить, потому что эта дата слишком близко от начала учебного года, чтобы подготовить что-то достойное. А поскольку сама Татьяна Евгеньевна больше своего дня рождения любила Татьянин день, мы решили провести вечер воспоминаний о ней именно в этот день. И 24 января 2020 г. в 19 часов на сцене Дворца культуры пройдет большой концерт, наша инициативная группа начала работать над сценарием и программой этого вечера. Мы уже пригласили Артура, сына Татьяны Евгеньевны, и получили его согласие. Пригласили композитора Михаила Броннера, которого за многолетнее сотрудничество считаем своим, и с ним возникла совместная «задумка». А 8 октября, как и 25 июня, в день ее смерти, мы, преподаватели Школы, всегда ездим на кладбище и возлагаем цветы.

Интересно, что дети, которые у меня учатся в «Полете», уже выпускники, еще не родились, когда Татьяна Евгеньевна ушла из жизни. Поэтому, на уроке я сказала им, какой необычный этот день, и рассказала немного о Татьяне Евгеньевне, о том, какое счастье для учителя оставить Школу с преподавателями, которые почти все являются ее учениками, продолжателями ее дела, как это важно. А поскольку мы готовим с ними духовную программу, то я предложила им спеть эти три духовных произведения, посвятив это памяти Татьяны Евгеньевны. Я попросила: «Постарайтесь спеть с таким посылом, чтобы она как-то услышала нас и поняла, что мы специально поминаем ее». Вот я сейчас говорю и чувствую, как у меня мурашки по телу, и это не зря, потому что мы все время чувствуем, что она как бы нас оберегает от чего-то и всегда нам помогает. И когда у нас бывают трудные ситуации, мы всегда вспоминаем ее, и нам становится как-то легче. Вот что-то в этом есть.

Я хорошо помню, когда Татьяна Евгеньевна умерла, мы в это время были в летнем лагере. Потом, первый раз без нее, мы поехали в Одессу, потом, впервые без нее, начался учебный год. И каждый урок, все время я смотрела на дверь и не могла спокойно работать — все время ожидала, что откроется дверь и Татьяна Евгеньевна войдет. Трудно было представить, что она — такой жизнелюб и само олицетворение энергии — вот так внезапно покинула нас.

Какие традиции, созданные Татьяной Евгеньевной, живы, и вы считаете необходимым их поддерживать?

— Самое главное, она все время незримо с нами, и даже дети уже другого поколения все равно чувствуют ее присутствие. Во-первых, у нас в классе, где занимается хор, висит стенд «Избранная для «Полета» с ее фотографиями и статьей о ней. Стенд был сделан, когда она умерла, и с того времени он не потерял актуальности. Каждый год, и в день рождения, и в Татьянин день, я смотрю на это стенд и говорю с детьми о ней. Или, когда мы поем какую-то давнюю песню, которую пели с Татьяной Евгеньевной, и я опять обращаю их внимание на этот стенд, поэтому у детей есть ощущение, что она с нами. И мы, преподаватели, которые у нее учились, при случае говорим детям, что очень гордимся тем, что являемся ее учениками. Вот это главное, что Школа пения названа не просто именем кого-то, а того человека, чье имя в Школе все время на слуху.

Татьяна Евгеньевна оставила после себя Школу, с большой буквы, как она писала, и на всем, что создалось тогда, я считаю, «Полет» и держится. Может, мои взгляды слишком консервативны, но мне кажется, что если перестать делать так, как делала Татьяна Евгеньевна, то все рухнет. То есть школа с таким названием останется, но она будет другой, а у нас абсолютно ничего не изменилось из того, что Селищева создала. В «Полете» было создано шесть хоров по возрастам, так и осталось. И это количество не случайное, оно создалось в процессе деятельности. Школа образовалась в 1964 г., и двадцать лет в ней был один, разновозрастной хор. В 1985 г. Татьяна Евгеньевна пригласила меня, еще не окончившую институт, и мы начали создавать младшие хоры. А хор выпускников появился сам собой, потому что часть окончивших не хотела уходить и просилась еще немного попеть. Так, постепенно возникла эта оптимальная структура Школы, существующая до сих пор, прекрасно себя зарекомендовавшая, и которую разрушать никак нельзя.

Традиций у нас довольно много, упомяну еще одну давнюю традицию поздравлять детей с днем рождения. В других учреждениях ребенок в этот день может не прийти на урок, сказав, что к нему пришли гости. А у нас «новорожденный» приходит обязательно, потому что его будут чествовать: наденут специальную шапку, вручат подарки с поздравлениями и пожеланиями, споют «Многая лета». Это создает теплую атмосферу, и ребенок идет в Школу, как в семью. И вообще, после Татьяны Евгеньевны осталось все, придуманное и созданное ею.

Татьяна Селищева дружила с композиторами Михаилом Броннером и Мерабом Парцхаладзе. Самые лучшие произведения, которые мы пели, написанные и подаренные нам этими музыкантами, до сих пор остаются в нашем «золотом» фонде, и эти произведения мы поем всеми поколениями. К сожалению, Мераб Парцхаладзе умер. Михаил Броннер продолжает дружить с нашим коллективом, продолжает писать для нас, и исполнение «Полетом» его новых сочинений тоже стало традицией. Я думаю, что если бы Школа изменилась, и ее исполнительский уровень понизился, то он мог прекратить сотрудничество. Это же относится и к оркестру «Времена года», сотрудничество с которым началось благодаря Селищевой. Музыканты тоже довольны тем, что в Школе все осталось, как и было, и продолжают создавать с нами новые совместные проекты. И здорово, что это все есть у детей, что у них есть такая Школа пения, созданная Селищевой.

Завершить публикацию стоит словами самой Татьяны Евгеньевны, с которыми она обратилась в письме к выпускницам на одном из традиционных «Последних звонков». Словами, замечательно передающими чувства к воспитанницам и энергетику ее личности.

«Мои умницы! Пусть исполнятся все ваши желания. Вы избрали себе не самые спокойные жизненные пути. Но вам будет легче преодолеть все сложности: ведь вы «полетовцы»! В «Полете» вы научились трудиться, научились уважать друг друга, ухаживать за малышами и любить их.

Не забывайте, что все доброе, что есть в вас, это не ваша заслуга, а ваше богатство, которое сумели вам дать прежде всего родители, а также педагоги и просто умные взрослые товарищи!

Не растеряйте ничего. Станьте еще умнее, добрее, сильнее. Все это нужно для ваших детей, которые должны быть еще лучше вас. А красоты вам уже не занимать. Будьте счастливы, мои дорогие!

Нежно целую и обнимаю. Ваша Силя».

фото из архива ШХИ

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.