Звeздный октябрь

1366

История преподносит иной раз неожиданные совпадения. Так для работников и ветеранов ЭМЗ им. В.М.Мясищева октябрь является месяцем знаменательных свершений и трудовых конструкторских побед

Ли-2

80 лет назад, 17 октября 1939 г., отправился в первый полёт пассажирский лицензионный самолёт ПС-84, созданный под руководством конструктора В.М.Мясищева и построенный на авиазаводе № 84 в Химках. Через некоторое время этот самолет нарекли, ставшим известным именем, Ли-2. «Два» понятно, это уже второе имя самолета, а почему Ли-2 ? Поясним. К этому времени сам конструктор стал «врагом народа» и трудился под надзором «вертухаев» в знаменитой «шараге», потому вместо литеры «М» власть использовала при обозначении самолета фамилию главного инженера авиазавода Б.П.Лисунова. Сам Борис Петрович Лисунов тут не замешан, он высокопрофессиональный самолетостроитель и недаром в Ташкенте, куда был эвакуирован авиазавод №84 им. В.П.Чкалова, есть улица, носящая его имя.

Ли-2 стал для нашей страны первым пассажирским лайнером. Именно лайнером. Утром 5 мая 1940 г. ПС-84 вышел на авиалинию «Москва – Ашхабад». В салоне самолета распоряжалась первая в СССР бортпроводница Эльза Эдуардовна Городецкая. В штатном расписании тогда не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей. Официально должность бортпроводника в гражданской авиации СССР была утверждена позже в том же 1939 г. Новшество сразу же прижилось.

Во время войны пассажирский Ли-2 вооружили, и он нес тяжелую службу от посадок на партизанские аэродромы до бомбардировок вражеских целей. А в мае 1945 г. маршал Г.К.Жуков этим самолётом отправил в Москву Знамя Победы с купола поверженного Рейхстага.

Самолет-эпоха Ли-2 серийно выпускался до 1952 г. Мне довелось пролететь на Ли-2 в 50-х годах от Москвы до Риги. Очевидно, я попал на используемый в Аэрофлоте армейский десантный вариант, пассажирские места располагались вдоль бортов, промежуточную посадку самолет совершил на травяной аэродром и пассажиры имели возможность передохнуть на травке. Таким был этот заслуженный самолет и такими были порядки.

М-50

60 лет назад, 28 октября 1959 г. летчик-испытатель ОКБ-23 Н.И.Горяйнов поднял в небо первый в стране сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с заслуженной литерой «М» на борту. Через полгода, 9 июля 1961 г. самолет М-50 был представлен на авиационном параде в Тушино, как основной элемент стратегического ударного комплекса. Грозный 200-тонный бомбардировщик стремительно пронесся в сопровождении двух реактивных истребителей МиГ-21.

После демонстрационного полета М-50 в стане наших вечных потенциальных противников грянула паника. Американские эксперты сочли новый самолет атомным. Отметим, Мясищев уже не первый год занимался проблемой создания супердальнего самолета с атомной силовой установкой. Так что «дыма без огня» не бывает.

Пилот М-50 Николай Иосифович Горяйнов еще в 1957 г. получил звание Героя Советского Союза. Очевидно, многие жители нашего города знают дом, где жил Герой, на нем закреплена памятная мемориальная доска.

Самолет М-50, по ряду технических решений, опережал сумму технологий тех лет. Тяжелым бомбардировщиком управляли всего два человека. Заметим, экипаж современного Ту-160 состоит из 4-х человек. Основное предназначение стратегического бомбардировщика М-50 – это преодоление ПВО извечного врага и доставка термоядерного боеприпаса весом 5 тонн до целей в США со скоростью не менее 2000 км/ч. Причем, в составе ПВО, к этому времени, уже находились сверхзвуковые истребители-перехватчики, что резко усложняло боевую задачу.

Еще один факт: на следующий день после первого полета «пятидесятки» 29 и 30 октября 1959 г. летчики-испытатели Б.М.Степанов и Л.С.Липко на стратегических бомбардировщиках 3М и М-4, являвшихся ударной силой Дальней авиации страны, установили 15 мировых рекордов зарегистрированных ФАИ. 31 октября новый стратегический бомбардировщик второй раз поднялся в небо. Эти полеты оцениваются не только как демонстрация достижений и мощи страны, но и как традиционный подарок ко дню Великой Октябрьской революции. Надо шагать в строю!

И еще одна дата, 14 октября 1985 г. в день кончины Генерального конструктора Героя Социалистического труда В.М.Мясищева, в Жуковском на улице его имени была торжественно открыта мемориальная стела, посвященная авиаконструктору.

С.Г.Смирнов

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.