Сейчас темп мелкосерийного производства самолета-амфибии Бе-200 составляет приблизительно одна машина в четыре месяца.
В прошедшем августе в Таганроге начались приемо-сдаточные испытания очередного серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС (бортовой № RF-32768, заводской № 307), построенного для МЧС России в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. Это предпоследняя машина Бе-200 в рамках госконтракта от 2011 г. 7 сентября самолет в торжественной обстановке был передан заказчику.
Сейчас на этапе окончательной сборки находится воздушное судно Бе-200ЧС с заводским № 308. Также началась сборка агрегатов для самолетов следующей серии, которые должны получить военные.
Контракт на поставку военным трех самолетов-амфибий Бе-200 планируется заключить в ближайшее время. Первый самолет Минобороны России планирует получить в 2019 г. Эти три машины будут построены в поиско-спасательном варианте для ВМФ России. Ранее военные уже заключали с таганрогским предприятием контракт на поставку Бе-200. Согласно контракту от 2013 г Таганрогский авиационно-технический комплекс (ТАНТК) им.Г.М.Бериева должен был поставить Минобороны шесть Бе-200. Однако из-за нарушений сроков постройки самолетов Минобороны пришлось расторгнуть подписанный контракт.
Стоит напомнить, что на Таганрогском авиазаводе сборка первых узлов самолета-амфибии после переноса производства из Иркутска началась в 2011 г. Первый «таганрогский» Бе-200ЧС (заводской № 303) впервые поднялся в воздух летом 2016 г.
В 2017 г. на авиазаводе в Таганроге после переноса производства из Иркутска в Таганрог были построены и сданы заказчику два самолета-амфибии Бе-200ЧС (серийные № 304 и № 305).
На машинах таганрогской сборки в соответствии с требованиями заказчика (МЧС России) были внесены существенные изменения в конструкцию самолета, более чем на 50% было обновлено бортовое оборудование. В частности, в результате проведенных специалистами НИИАО работ по усовершенствованию комплекса АРИА-200М, установленного на самолете-амфибии Бе-200ЧС, существенно расширены функциональные возможности интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (ИКБО) и самолета в целом. Были усовершенствованны основные системы комплекса АРИА-200М: блок вычислительных систем БВС-3000, блок концентрации сигналов БКС-3000, вычислительная система самолетовождения ВСС-95-1В и др. По утверждению разработчиков, усовершенствованные системы, входящие в комплекс АРИА-200М, имеют меньший вес, габариты, энергопотребление и более высокую надежность, по сравнению с комплексом АРИА-200.
В состав комплекса АРИА-200М введен вычислительный блок картографии, позволяющий формировать динамическое картографическое изображение подстилающей поверхности с указанием текущего местоположения самолета на карте, а также предусмотрены процедуры управления масштабом карты и др.
По предложению специалистов МЧС России на самолете Бе-200 МЧС устанавливается коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) с целью обеспечения точного сброса воды на очаг возгорания и для пилотирования в условиях плохой видимости из-за задымления. Оптика ИЛС произведена шведской компанией СААБ (SAAB). Вычислитель – российского производства. Программно-математическое обеспечение написано специалистами НИИАО. Система ИЛС прошла летные испытания на самолете Бе-200, который принадлежит ТАНТК им. Г.М.Бериева.
Генеральный директор-генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М.Бериева Юрий Грудинин недавно заявил, что работы по модернизации Бе-200 продолжаются. Он сообщил, что «в ходе модернизации Бе-200 машина получит новые вспомогательную силовую установку, пилотажно-навигационный комплекс, систему кондиционирования воздуха. Параллельно устраняются замечания, полученные в ходе сертификации самолета-амфибии в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA).
У ТАНТК им. Г.М.Бериева есть план по ремоторизации самолетов-амфибий Бе-200 путем установки на них российско-французских двигателей SaM146, которые используются на региональном авиалайнере «Сухой Суперджет-100». Сейчас машина Бе-200 летает на двигателях Д-436ТП производства запорожского предприятия «Мотор Сич». Ю.Грудинин сообщил СМИ, что взаимодействие с украинским разработчиком по силовой установке Бе-200 продолжается. «Мы изучаем возможность установки двигателя Д-436-178, который обладает тягой на 1,2 тс больше, ставим реверсивное устройство, которое позволит останавливаться на воде без глиссирования», – сказал Юрий Владимирович журналистам во время «Гидроавиасалона-2018».
На сегодняшний день с 1998 г. построено 16 штук Бе-200 вместе с опытными образцами. В эксплуатации находится около дюжины машин.
Фото ТАНТК им. Г.М.Бериева