Военная история города: бронепоезд «Москвич» — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:
Глеб Волков

Военная история города: бронепоезд «Москвич»

Один из 50 военных бронепоездов собирали здесь

В центре нашего города стоит памятник бронепоезду «Москвич». Горожане привыкли к нему и совершенно не задумываются, каким событиям он посвящен.

В ноябре 1941 года на заседании бюро Раменского горкома ВКП(б) Московской области было принято решение: на базе завода «Стальконструкция» развернуть строительство бронированного поезда. Работу возглавил Н.И.Шибаев — директор предприятия. Создание бронепоезда приняло общерайонный характер. В дело включились коллективы многих предприятий: комбината «Красное Знамя», Раменского целлулоидного завода, строительного треста № 18 и других. Рабочие из бригады С.И.Караваева приступили к оборудованию бронеплощадок. К вагонному настилу привертывали специальные детали, к которым крепили каркасы всей бронеплощадки. Изнутри и снаружи каркас одевали броневыми листами. Часто случалось, что от сильных морозов лопались сварные швы. Сварщики предложили одновременно варить и подогревать броневые листы изнутри. Это значительно ускорило работу. В полу каждой бронеплощадки оборудовали специальные люки, закрывали бронированными «фартуками» колеса и буксы. Значительный вклад в оборудование боевых машин внесли электрики Раменского отделения Мособлэнерго, выполнившие сложные работы по монтажу энергохозяйства.

В марте 1942 года, когда сооружение бронепоезда близилось к завершению, монтажники предложили назвать его именем первого секретаря Московского горкома партии А.С.Щербакова. Но Александр Сергеевич, поблагодарив строителей при встрече, посоветовал именовать бронепоезд «Москвич». 5 апреля 1942 года на митинге в поселке Стаханове (ныне город Жуковский) бронепоезд «Москвич» был передан представителям Красной Армии и вскоре приписан к 32-му отдельному дивизиону. За время боевой деятельности бронепоезд сделал 350 огневых налетов на противника. Было истреблено более 3500 вражеских солдат и офицеров, сбито 5 немецких самолетов, разрушено 120 дзотов и огневых точек врага.

В первых числах мая 1942 года 32-й Отдельный дивизион бронепоездов в составе бронепоездов № 642 «Сталинец» и № 697 «Москвич» прибыл под Ленинград, причем из Москвы они вынужденно отправились по разным веткам: «Сталинец» через Бологое, а «Москвич» через Калязин и Сонково. Встретились на станции Будогощь, которая впоследствии была для дивизиона основной базой в течение полутора лет боевых операций. Командиром дивизиона стал майор Н.И.Смирнов, начальником штаба — А.П.Неплюев. Итак, участок Будогощь — Кириши. Кириши — поселок на левом берегу реки Волхов, он в руках у немцев, плацдарм. Первый налет на врага произвели 5 мая 1942 года. А всего совершили 600 огневых налетов! Пока не погнали гитлеровцев с захваченной ими территории...

Начальник штаба А.П.Неплюев, ставший впоследствии командиром дивизиона, вспоминает о тех тревожных боевых днях:

— Оба наших бронепоезда постоянно находились в 15-минутной готовности. В длинные зимние ночи иногда проводили до десяти огневых налетов. Для выявления вражеских огневых точек мы придумали очень эффективное сооружение. Платформу обложили шпалами, поставили восемь пулеметов, небольшую пушку. Мотодрезина в темную пору выдвигала платформу ближе к передовым позициям противника и неожиданно для него открывала огонь. Следовала ответная стрельба. Наблюдатели фиксировали огневые точки врага, чуть позже выходили бронепоезда и уничтожали замеченные объекты.

Бронепоезда были главной маневренной силой в полосе железной дороги. Иногда не выходили из боев по две недели. В сражениях под Киришами и Грузино было сбито 11 самолетов противника, уничтожено 150 огневых точек разных систем, 14 батарей. Постоянно держали под огнем переправу через реку Волхов. 3 октября 1943 года бойцы бронепоездов вместе с воинами 44-й стрелковой дивизии освободили Кириши от гитлеровцев; 32-й дивизион участвовал в снятии блокады с Ленинграда, войну закончил в Кенигсберге.

(автор благодарит за консультацию историка А.В.Матвеева)



Последнее обновление: 24.06.2018, 16:52

ЦАГИ провел XVIII Международную школу-семинар «Модели и методы аэродинамики»

рубрика: В городе