«Авиастар» по-прежнему медленными темпами строит самолеты Ил-76МД-90А

1475

На официальном уровне объявлено, что в нынешнем году Ульяновский авиазавод сдаст заказчику – Минобороны РФ – пять модернизированных военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А

26 июня в Ульяновске в АО «Авиастар-СП прошло очередное совещание по вопросам увеличения объемов производства усовершенствованного ВТС Ил-76МД-90А. Мероприятие состоялось в рамках рабочей поездки индустриального директора авиационного кластера госкорпорации «Ростех», председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Анатолия Сердюкова и президента ОАК Юрия Слюсаря в Ульяновск.

По официальным сообщениям, участники совещания в сопровождении генерального директора ПАО «Ил» Юрия Грудинина проверили ход работ по реализации основных самолетных программ на «Авиастаре», процесс модернизации производственных мощностей и ход работ по запуску новой линии бесстапельной автоматизированной сборки для военно-транспортных самолетов, а также обсудили вопросы «загрузки предприятия и увеличения объемов выпуска продукции в рамках развертывания серийного производства тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А».

Всего для отечественной Военно-транспортной авиации (ВТА), согласно твердому контракту, должно быть построено 39 машин Ил-76МД-90А на сумму около 140 млрд руб. На сегодняшний день изготовлено семь опытных и предсерийных машин, включая образец для прочностных испытаний в ЦАГИ.

В начале 2019 г. Воздушно-космическим силам России были переданы два первых серийных самолета, выкатка которых из цеха окончательной сборки состоялась в 2018 г. Третий серийный самолет Ил-76МД-90А с заводским номером 0202 (регистрационный номер RF-78657) совершил первый полет 13 июня 2019 г. на заводском аэродроме Ульяновск-Восточный. Это первый Ил-76МД-90А, поднятый в воздух в нынешнем году. Сейчас машина проходит приемо-сдаточные испытания. Четвертая серийная машина Ил-76МД-90А (заводской № 0203), по словам Ю.Грудинина, находится в цеху на завершающей стадии готовности и будет передана на испытания до конца лета нынешнего года. Всего в 2019 г. планируется передать заказчику пять ВТС Ил-76МД-90А, т.е. с уже переданными военным самолетами на «Авиастаре» до конца 2019 г. должны выкатить из цеха еще три новые машины (заводские №№ 0203, 0204 и 0205). Расклад такой: суммарно на Ульяновском авиазаводе построят в нынешнем году всего три ВТС Ил-76МД-90А.

Напомним, что согласно производственным планам, в 2018 г. на «Авиастаре» планировали построить три серийных военно-транспортных самолет (ВТС) Ил-76МД-90А, однако построили только две машины. По заявлению генерального директора ПАО «Ил» Юрия Грудинина, после запуска летом нынешнего года на полную мощность линии бесстапельной автоматизированной сборки для военно-транспортных самолетов авиазавод к 2021 г. запланировал выйти на выпуск 12 самолетов Ил-76МД-90А в год. Уточним, что разработанная московской компанией «Авиационный консалтинг – ТЕХНО» инновационная технология сборки самолетов позволяет на отдельных участках новой поточной линии на порядок сократить время выполнения наиболее ответственных операций.

Стоит напомнить, что весной нынешнего года на «Авиастаре» пришлось ввести особый режим из-за проблем с серийным производством самолетов Ил-76МД-90А. Вице-премьер правительства Юрий Борисов после посещения в конце марта Ульяновского авиазавода «Авиастар» заявил, что в 2018 г. авиазавод сорвал выполнение гособоронзаказа. «По прошлому году был сорван гособоронзаказ: три машины Ил-76МД-90А, которые должны были выйти, идут с опозданием примерно на три-четыре месяца. Юрий Иванович добавил, что для Минобороны России машина Ил-76МД-90А является основной, и до 2030 г. министерство намерено закупить более ста таких самолетов без учета топливозаправщиков, которые делают на базе этой модели. Эксперты обратили внимание на одну деталь: ни в одном официальном заявлении не были обстоятельно озвучены причины, по которым был сорван производственный план. Это обстоятельство дает возможность предположить, что причин настолько много, что их перечисление займет много места и одни проблемы порождают другие.

Одна из причин вялых темпов серийного производства машины Ил-76МД-90А в большой текучести кадров на сборке. В этом признался сам Юрий Грудинин в завуалированной форме в недавнем интервью: «Нам нужно привлекать молодых, активных, талантливых людей. Для этого требуется оздоровить финансовую составляющую, сделать наш дивизион транспортной авиации в ОАК такой компанией, в которую кандидаты идут непрерывным потоком и откуда не уходят спустя 2–3 года, разочаровавшись в отрасли. Пока у нас наблюдается дефицит как инженерных кадров, так и квалифицированных рабочих и технологов на производстве. А от этого зависят и сроки исполнения программ».

Пару лет назад в СМИ попала информация по выпуску тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в ближайшие пять лет: 2018 г. – 3 штуки, 2019 г. – 5 штук, 2020 г. – 6 штук, 2021 г. – 8 штук и 2022 г. – 14 штук. План датирован 2017 г. В столь значительное увеличение объемов производства тяжелых транспортных машин Ил-76МД-90А трудно поверить, т. к. в течение нескольких лет наблюдается отставание от графика развертывания серийного производства.

По заявлению руководителя Минпромторговли РФ Дениса Мантурова, на 2019 год запланировано поставить заказчикам 104 самолета, в том числе 24 гражданских воздушных судна и более 200 вертолетов военного и гражданского назначения, более 60 из которых будет поставлено за рубеж.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"