Дополнительное образование решили оптимизировать

4149

Как в городе пытаются ввести новую систему финансирования дополнительного образования в авральном режиме, и чем это грозит педагогам, детям и их родителям

На прошлой неделе город всколыхнула новость о новой системе дополнительного образования, которую, как обычно, спустили сверху, чтобы выдать желаемое за действительное административным методом. Как указано в письме на имя президента РФ от педагогов дополнительного образования, 15 и 21 мая в Центре эстетического воспитания и Центре детского творчества прошли педагогические советы, на которых коллективам объявили о вхождении этих муниципальных учреждений в пилотный областной проект по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФ). «У наших муниципальных бюджетных учреждений забирают полностью муниципальное задание, заменяя его системой ПФ, – указано в обращении. – Педагоги должны в недельный срок переделать свои дополнительные общеразвивающие программы, а именно, сократить часы для увеличения количества детей. На все вопросы относительно алгоритма действий по изменению условий работы и статуса центров, нагрузки педагогов, даты начала и сроков приемной кампании, юридических и кадровых вопросов, ответ был таков: «Все документы в стадии разработки, но система ПФ должна заработать 01.09.2019 года». Как отметили подписанты письма, персональная сертификация дополнительного образования будет введена вместо муниципального задания, согласно которому деятельность этих центров финансировалась ранее. А разница есть: сертификат оплачивает 144 учебных часа в год, а у большинства студий в этих двух центрах по муниципальному заданию количество часов было существенно больше.

В официальных ответах педагогам и родителям сообщили, что во исполнение майских указов Президента РФ разработана и начата реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка», основной целью которого является к 2024 году охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет до 83,6 % за счет средств федерального бюджета. Систему персонифицированного финансирования решили вводить для более эффективного учета выделяемых государством средств. Одним из плюсов подобной системы считается, что родители детей смогут оплачивать сертификатами услуги по получению дополнительного образования детей не только в муниципальных, но и частных образовательных организациях. То есть при такой системе финансируется не деятельность учреждений дополнительного образования, а финансируется конкретный ребенок. С 2016 года данный проект реализовался в нескольких регионах, а с 2019 года губернатор Воробьев решил реализовать один из национальных проектов в Московской области. Однако то, как это делается, показывает, что реализация проекта проводится не в интересах детей региона, а скорее, для отчета о введении национальных проектов.

Педагогов просто поставили перед фактом: переработать все программы, сократив их до 144 часов в год максимум. При этом в 2019 году в Жуковском планируют выпустить 3050 сертификатов номиналом 25 620 рублей в год.

Обеспокоенные родители создали рабочую группу, чтобы разобраться в системе ПФ прежде чем ее вводить. Игорь Петров, один из активистов рабочей группы, рассказал о деталях программы и последствиях ее внедрения.

 

Оптимизация всегда понижает качество услуги

На сегодняшний день в Жуковском есть два учреждения, относящиеся к Управлению образования и занимающиеся дополнительным образованием: ЦДТ (Центр детского творчества) и ЦЭВ (Центр эстетического воспитания), обучение в которых можно будет оплачивать сертификатами. Кроме этого, согласно указу Президента, эти учреждения должны увеличить численность обучаемых в 2019 г. до 25% от общего количества всех детей в городе. На сегодняшний день в ЦДТ и ЦЭВ суммарно занимаются 1200 человек, а вместе с другими студиями около 2000 человек, и в этот период нужно вовлечь в дополнительное образование 3050 человек.

Закон предусматривает на выполнение этой программы дополнительное финансирование из федерального бюджета. Но так как с 2016 г. не было сделано расчета по номиналу сертификата, то в администрации решили сделать следующее: существующий бюджет, который есть в муниципальном образовании, который как бы отвечает за реализацию этого указа, раскидать на эти потенциальные 3 тыс. человек. Это можно сделать за счет того, что сократить нормативное число часов, которое необходимо для занятий по определенным программам, и эти деньги раскидать на большее количество детей.

Например, программа танцевальной студии категории предпрофессиональной подготовки «Хабибочка» не может быть меньше 8 часов в неделю, а они хотят сократить ее до 4 часов в неделю. В студии было заложено при выполнении муниципального задания 288 часов в год, а сейчас администрация им устанавливает 144 часа в год, конечно, качество подготовки в студии упадет.

Как можно увеличить количество обучающихся при отсутствии дополнительных помещений?

На сегодняшний день бюджет ЦЭВа по муниципальному заданию в целом составляет 19 млн 600 тыс руб., это договор между ЦЭВом и администрацией как учредителем учреждения дополнительного образования  на 2019 г. В эти деньги входит обучение 670 человек, средняя стоимость одного места обучения составляет около 28 тыс. руб. в год. Администрация рассчитывает номинал сертификата существенно меньше. С таким сертификатом сейчас обучающийся человек не попадет ни в одну программу ЦЭВа, соответственно в рамках муниципального задания при бюджете 19 600 тыс. руб. был определенный штат педагогов, и уже тогда их средний показатель заработной платы составлял 48 тысяч рублей в месяц, что меньше среднего показателя по отрасли в Московской области, который равен 56 тыс. руб. При номинале сертификата зарплата педагогов опустится еще ниже. В администрации на это говорят, что педагоги должны охватить большее количество детей. Но если сегодня попытаться увеличить количество детей в секциях, студиях, кружках, то возникнет вопрос, куда они придут, в какие помещения? Многие студии работают в тесных помещениях, арендованных в лицеях, школах, и администрация не заботится о помещениях для занятий. А сейчас администрация готовится отрапортовать, что готова выполнять указ Президента, используя только свой бюджет, не давая заявки на дополнительные средства из федерального бюджета на 2019 г., в котором заложены средства на выполнения этих целей. Администрация заявила преподавателям, что программы раздуты по количеству часов. Из области рекомендуют перевести всех в кружки, в которых обосновано можно заниматься по 4 часа и тогда можно уложиться в предлагаемые деньги и увеличить количество детей.

Эффективные системы невозможно построить в режиме аврала

Мы обнаружили, что не стыкуются цифры по стоимости номинала сертификата, цифры по количеству часов, предусмотренных на конкретную услугу, конкретный предмет. Если решение о выделении этих средств в сентябре будет принято сейчас, когда все уйдут в отпуска, ни у кого не будет возможности координировать свои действия. А к 1 сентября мы, родители, столкнемся со следующим: у нас нет на руках ни сертификатов, ничего, у нас могут появиться сертификаты, которые мы не сможем использовать нигде, и мы не будем понимать, какое количество часов ребенок будет заниматься тем или иным предметом. И мы не понимаем, какое будет качество обучения. Получается, что лишь бы только пришел и лишь бы только отбыл? При этом за минимальные деньги, с минимальным набором педагогов, при отсутствии нормальных помещений. Даже сейчас, за три месяца до начала следующего учебного года, администрация не может сказать, как это будет решено.

ЦДТ и ЦЭВ лишаются лицензий, меняется их статус, преподаватели переоформляются

Программа ПФ предусматривает использование сертификатов с определенным номиналом для коммерческих организаций, для индивидуальных предпринимателей, для муниципальных предприятий, и они все будут иметь один и тот же статус, а для получения права заниматься этой деятельностью они должны пройти лицензирование. Сейчас у ЦДТ и ЦЭВа есть лицензии на дополнительное образование, но администрация говорит, что они перейдут от муниципального задания на работу по сертификатам. И если сейчас у них существует организационно-правовая форма как у муниципального предприятия, то потом они будут называться некой студией со своим каким-то статусом, и пока никто не знает, с каким. Их поставят в одну цепочку с индивидуальными предпринимателями, и тогда оформление новой организационно-правовой формы предприятия им нужно начинать с нуля. Потому что если организация перестала быть МУПом, то у нее отберут лицензию, в которой написано «выдана «ЦЭВ» или «МУП ЦДТ». Если это произойдет, то они будут вынуждены уволить из МУПа педагогов, перевести их или заключить с ними отдельный договор в новом предприятии. Оно должно прописать устав, оговорить договорные условия с педагогами, и так далее. И кто тогда будет гарантировать педагогам социальную поддержку?

Это все не проработано, никто не понимает, как это будет работать, а сверху говорят: «надо!» – надо эту программу запустить, надо отчитаться. Не продумано, какова последовательность действий, правильно ли рассчитан номинал сертификата, каково нормативное количество часов обучения по определенной программе. Помимо зарплаты педагогов сертификат должен предусматривать все дополнительные затраты, как-то оплату коммунальных услуг, директора, бухгалтера, стоимость инвентаря и канцелярского оборудования. Администрация утверждает, что хватит на все. Существующий бюджет ЦЭВа в размере 19 600 тыс. рублей в свое время согласовывался с Советом депутатов, обосновывался экономистами администрации, и в него были включены все затраты, этот показатель при 670 человек обучающихся никем не оспаривался. Создалась ситуация, когда одни занимаются обучением, а другие, которые к обучению не имеют никакого отношения, определяют, сколько им (педагогам) нужно для этого денег.

Ответственным за реализацию программы ПФ в администрации является экономический отдел, который не занимается дополнительным образованием, но считает, что денег хватит.

Родители об этом узнали примерно в середине мая, хотя в администрации говорят, что этой программой занимаются давно. Сейчас у всех, родителей и педагогов, нет понимания, что делать 1 сентября.

Стоит отметить, что многие родители в целом с системой персонифицированного финансирования согласны, в ней есть много плюсов, она очень хорошо написана, в ней предусмотрены этапы ее реализации. А самое главное, рациональное зерно, заключается в следующем: мы говорим, что нет объективной оценки бюджета, как маленького, так и большого, они крутятся в этом своем соку, я имею ввиду муниципальное задание, и какое количество детей пришло, сколько их надо? У них нет объективного стимула для того, чтобы увеличивать или уменьшать количества предметов, как катится, так и катится. Сертификат — это та мотивация, которая говорит, что за каждого пришедшего ребенка ты получишь только эти деньги, старайся.

Сейчас многие говорят, что есть педагоги, к которым записываются и стоят в очереди 45 детей, а есть такие, к которому еле 5 детей записалось. И мы вынуждены, чтобы у одного дети не пропадали, передавать другому. И это объективный показатель, когда ребенок, имеющий сертификат, говорит, что хочет к этому педагогу. Во-вторых, по программе учреждениями, включенными в нее, могут быть и коммерческие предприятия, например, школы английского языка. У меня, получившего на ребенка сертификат, появилась возможность государственными деньгами расплатиться с этой коммерческой организацией. В-третьих, сейчас много индивидуальных предпринимателей, которые открывают свои классы робототехники, но так как они не попадают ни под какой статус, то и не имеют лицензии заниматься дополнительным образованием. Но как только будет выпущен сертификат, они пересмотрят свои программы, получат лицензии и у них будет гарантированные финансирование. Технопарки, робототехника и есть другие программы, которые финансируются только за счет средств родителей. Сертифицированное и гарантированное бюджетное обеспечение этими сертификатами дает возможность заменить родительские деньги, которых часто мало, на государственные. В-четвертых, этот сертификат не теряется, если ребенок заболел. При бюджетном обучении и при муниципальном задании никто бы не вернул деньги, когда началась эпидемия гриппа, когда из 80 человек 40 были на карантине. А сертификат позволяет, если ребенок болел, то я, как родитель, могу написать заявление с просьбой не рассматривать расходование средств с моего сертификата, а перезаложить его либо на дополнительные уроки, или саккумулировать его в рамках следующего года обучения. Если раньше мы говорили, что финансирование дополнительного образования это прерогатива местного бюджета, а в Москве он один, а в сибирском городке — он другой, то в номинал сертификата можно внести часть из муниципального, а часть из федерального бюджетов. Чтобы ни говорили, но именно программа, именно указ говорят о том, что при определенной квалификации педагогов и без уменьшения количества часов, сохранение муниципального задания и использование дополнительных средств на выпуск сертификатов будут способствовать увеличению численности обучающихся. Подчеркиваю, не полное отрицание, как хотят сделать в администрации, а сохранение муниципального задания и выпуск сертификатов за счет дополнительного финансирования помогут привлечению дополнительных людей.

2016 год – начало исполнения указа Президента, до 2019 г. никто либо не хотел, либо не знал, либо не умел. Три года было дано, чтобы разработать программы, и в последний день, когда президент жестко указал на невыполнение именно этого указа, была дана команда в кратчайшие сроки продвинуть программу ПФ с любыми результатами, неважно как, лишь бы только отчитаться о начале ее выполнения. Стартовый проект программы о вовлечении 25% общего количества детей уже не работает, а задача вовлечь, как минимум, 80%. Можно представить, что будет дальше при такой ломке.

Студии, в которых сейчас занимаются дети, являются призерами и победителями различных конкурсов, российских и международных, это показатель высокого профессионального уровня работы . На сегодняшний момент родители заинтересованы в том, чтобы ни структура, ни уровень преподавания, ни количество часов обучения не менялись, потому что именно это дает такие признанные достижения работы коллективов. А теперь пытаются сломать все то, что выстраивалось годами, выстояло в трудные 90-е годы, но взамен нам не предлагают ничего конкретного, предлагая поверить в счастливое будущее на слово. Это мы проходили не раз, и уже на собственном опыте пришли к пониманию, что ничего хорошего из такого подхода не получится.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"