Юбилей первого полета Як-130

997

В конце апреля 1996 года совершил свой первый полет Як-130Д – самолет-демонстратор, разработанный ОКБ имени А.С. Яковлева. Созданный на его основе учебно-боевой самолет Як-130 стал первым построенным в России после распада СССР серийным летательным аппаратом.

Тяговооруженность воздушного судна и его аэродинамические качества позволяют выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколений. Этой машине присущи прекрасная маневренность и взлетно-посадочные характеристики, Як-130 отлично ведет себя на малых скоростях, а также имеет высокую скороподъемность.

Отработка аэродинамической компоновки этого воздушного судна создавалась в тесном сотрудничестве специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского и конструкторского бюро. Ученые института внесли большой вклад в создание воздухозаборников, обеспечивших работу силовой установки в широком диапазоне углов атаки. Прочнисты ЦАГИ провели огромный объем исследований по экспериментальному подтверждению ресурса конструкции планера Як-130 и выявлению критических, по условиям усталости, зон конструкции, лимитирующих ресурс самолета. Испытания проводились на специальном стенде, который обеспечивал моделирование аэродинамических и инерционных сил на все агрегаты планера (крыло с механизацией, фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, узлы подвески двигателя и шасси) как для наземных, так и для воздушных режимов полетного цикла, которые статистически отражали нагружение машины в эксплуатации. Полученные данные позволили экспериментально подтвердить безопасный ресурс по условиям усталостной прочности планеру и шасси, а также обеспечили более обоснованное назначение регламентов осмотров в эксплуатации. Благодаря всему перечисленному были достигнуты надежность и безопасность эксплуатации всего парка Як-130. Ресурсные испытания самолета продолжаются в ЦАГИ и в настоящее время.

В 2016 году на Як-130 были установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6 000 до 9 000 кг.

Сейчас воздушное судно серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» – и успешно эксплуатируется ВКС России и за рубежом.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.