Первая героиня. К 110-летию Валентины Гризодубовой

230

Валентина Степановна Гризодубова родилась 27 апреля 1909 года в Харькове. Здесь, пожалуй, следует внести ясность в вопрос о точной дате её рождения. Во всех энциклопедиях указывается дата 31 января 1910 года, сама Валентина Степановна отмечала свой день рождения 31 декабря. Лишь несколько лет назад директору Музея Гризодубовых в Харькове В.Е. Власко удалось обнаружить в архиве подлинную запись о крещении Валентины, где указана дата её рождения – 14 апреля 1909 года по старому стилю.

Её отец – Степан Васильевич Гризодубов занимался постройкой самолёта. Строил он его в сарае, а испытывал на близлежащем пустыре. Однажды маленькую Валентину было не с кем оставить дома. И тогда отец решил взять её с собой в полёт, привязав к себе ремнями. Так в возрасте трёх лет состоялось воздушное крещение будущей знаменитой лётчицы.

В 1924 году Валентина с отцом едет в Коктебель, на планерные состязания. Здесь она совершает несколько полётов на планере и окончательно влюбляется в авиацию. С этого момента всё в её жизни подчинено только одному стремлению – летать! За три месяца В.С. Гризодубова проходит курс обучения лётному делу в Харьковском аэроклубе, а в 1929-м с успехом заканчивает Пензенскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима и становится инструктором Тульского аэроклуба. В 1933 году Валентина переходит на инструкторскую работу в Тушинскую лётную школу, а затем становится пилотом агитэскадрильи имени М. Горького. Она летает по городам и сёлам всей страны, агитируя молодых девушек записываться в аэроклубы. В октябре 1937 года В.С. Гризодубова устанавливает пять мировых авиационных рекордов на спортивных самолётах А.С. Яковлева.

После этого Валентина Степановна с Полиной Осипенко и Мариной Расковой начала подготовку к установлению женского мирового рекорда дальности полёта. В то время он составлял 4.360 километров и принадлежал французским лётчицам.

Утром 24 сентября 1938 года самолёт АНТ-37 «Родина» взлетел с одного из подмосковных аэродромов. Курс – на Дальний Восток. Через 26 часов полёта Валентина Степановна посадила двухмоторную машину на маленькое болотце севернее Комсомольска-на-Амуре. Позади – 6.450 километров пройденного маршрута. Женский мировой рекорд дальности полёта побит! 2 ноября 1938 года членам экипажа самолёта «Родина» было присвоено звание Героев Советского Союза. Они стали первыми женщинами, удостоенными высшего звания страны.

В начале 1939 года Валентину Степановну назначают начальником Управления международных воздушных линий ГВФ. На этом посту она много сил и энергии отдаёт организации новых пассажирских линий: в Германию, Швецию, Болгарию, Монголию и Китай. В.С. Гризодубова была одним из инициаторов строительства нового аэропорта Внуково, действующего по сей день.

С апреля 1942 года В.С. Гризодубова формирует из гражданских лётчиков 101-й транспортный авиационный полк. Это был единственный случай за всю войну, когда полком, где были одни мужчины, командовала женщина. На транспортных самолётах Ли-2 лётчики ночью бомбили тылы врага и совершали регулярные рейсы к партизанам, а днём доставляли различные грузы на передовую. В.С. Гризодубова лично выполнила более двухсот боевых вылетов, из них 132 – ночью.

В мае 1944 года Валентину Степановну отзывают с фронта в Москву и назначают председателем Женского антифашистского комитета. В 1946 году полковник В.С. Гризодубова увольняется из армии, но не расстаётся с лётной деятельностью. В октябре 1946 года она назначена заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Ей подчинялась лётно-испытательная база института, расположенная в подмосковном посёлке Суково (позже переименованном в Солнцево). Институт занимался разработкой и испытанием новейшего для того времени радиолокационного и приборного оборудования. А в мае 1963 года по инициативе Валентины Степановны создаётся уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), имеющий базы в Солнцево, Жуковском и Ермолино. Начальником НИЛИЦ становится В.С. Гризодубова.

В марте 1972 года Валентина Степановна была назначена заместителем начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. Здесь она продолжила свою работу по организации лётных испытаний аппаратуры, разрабатываемой институтом. Труд Валентины Степановны в послевоенное время получил самую высокую оценку: 6 января 1986 года ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она – единственная женщина, получившая два высших звания страны.

В.С. Гризодубова ушла из жизни 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище. Её имя носит одна из улиц нашего города.