Новый поворот в реализации проекта «Ангара»

1549

В начале апреля генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что госкорпорация отказалась от создания ракетоносителя (РН) «Ангара-А3»

В космическом ведомстве решили не создавать РН «Ангара-А3» среднего класса грузоподъемностью 17 т при доставке полезной нагрузки на низкую опорную орбиту из-за ее схожих характеристик с РН «Союз-5» («Иртыш»).

За прошедшие двадцать лет Россия потратила 112 млрд. руб. на создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара», включая изготовление двух ракет-носителей для летных испытаний и строительство стартового комплекса на космодроме Плесецк. Необходимо отметить, что еще в 2012 г. глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин (1957-2014) оценил произведенные затраты на разработку РН «Ангары» на тот момент в 160 млрд. руб.

С самого начала разработки (с 1993 г.) перспективной ракеты общественность убеждали, что инженерные решения, заложенные в создание семейства РН «Ангара» от легкого до сверхтяжелого классов, на базе всего двух универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2), обеспечат высокую серийность, надежность и низкую стоимость.

Закрытие работ по РН «Ангара-А3», несомненно, уменьшит  серийность выпуска универсальных модулей и, как следствие, приведет к увеличению в целом стоимости одного РН как легкого, так и тяжелого классов.

Постоянные переносы ввода в эксплуатацию семейства РН «Ангара» также увеличивают стоимость разработки. Стоит напомнить, что первые пуски РН легкого класса «Ангара-1.2» и тяжелого класса «Ангара-А5» с космодрома Плесецк состоялись в 2014 г. Затем наступила длительная пауза. Второй пуск «Ангары-А5» запланирован на декабрь 2019 г. Сборка этого РН была завершена в сентябре 2018 г. Сейчас специалисты ведут отработку всех систем.

Пуск «Ангары-1.2» с южнокорейским спутником KOMPSAT-6 намечен на 2020 г. По словам руководителя Центра им. М.В.Хруничева Алексея Варочко, «изготовление этой машины заявлен на конец 2019 г. но здесь есть очень напряженный момент. На второй ступени мы должны провести огневые испытания. И здесь у нас идет отставание: в соответствии с утвержденным ранее графиком оно превышает полтора месяца. Эта машина должна была изготовлена еще в 2016 г., а фактически ее сборка началась только в феврале 2018 г. Так или иначе, но нам до конца года нужно пройти огневые испытания – срок  поставки РН «Ангара-1.2» стоит уже на этот год».

Разработчики ракеты, в частности, экс-генконструктор Центра им. М.В.Хруничева Владимир Нестеров, считают семейство РН «Ангару» лучшим в мире КРК и двигатель РД-191, установленный на УРМ-1 (первая ступень), «по всеобщему признанию лучшим в мире, и в ближайшие 10-15 лет никто ничего подобного сделать не сможет». Однако остальные члены космического клуба не собираются стоять на месте. При нынешних темпах создания перспективных космических аппаратов и ракет все отечественные достижения могут «обнулиться».

Необходимо уточнить, что помимо завершения испытаний и развертывания серийного производства семейства РН «Ангара» необходимо создать РН «Ангара-А5В» со второй ступенью на водороде. Сегодня из всех космических держав только Россия в средствах выведения не использует водород. Без этого Россия не сможет конкурировать с другими космическими державами. Сколько времени уйдет на эту разработку – сейчас трудно утвердительно сказать.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"