В городе реализовали новую схему мошенничества, жертвами которой уже стали множество пожилых людей. За 7 тысяч рублей им установили самый дешевый счетчик, обозвав его электронным, и пообещали денежную компенсацию от государства.

«Даже дома нам на старости лет нет покоя, прямо в квартиру приходят среди бела дня и в кошелек залезают,чуть не плача рассказывает сухонькая маленькая старушка,я прямо им из своих «похоронных» и отдала, потому что пенсия еще не пришла»

22 марта в небольшом помещении отдела полиции на ул. Гагарина, 8, был аншлаг: пожилые люди, в основном возраста 75+, пришли подавать заявления о мошенничестве, которое существенно облегчило их кошельки.

По городу время от времени прокатывает волна предложений всевозможных счетчиков, чудо приборов, ремонта коммуникаций в квартире. Точнее, это даже не предложение, а шантаж в стиле «если вы сейчас не сделаете, то случится вам несчастье», стилистика может быть разной, посыл один. Как правило, жертвами мошенников становятся пожилые люди, на которых эти угрозы действуют практически всегда. И далеко не все в такой стрессовой ситуации успевают позвонить детям, которые смогут предотвратить такой цивилизованный грабеж.

Поле чудес в стране дураков, версия 2.0.

С 22 марта в квартирах жуковчан стали раздаваться странные телефонные звонки, на том конце трубки представлялись то МосОблЕИРЦ, то МФЦ, однако суть предложения была одна: вам необходимо поставить новые счетчики холодной и горячей воды. «Мне позвонили и представились сотрудниками расчетного отдела МосОблЕИРЦ, — рассказала жительница дома на ул. Семашко Альбина Павловна, — заявили, что со следующего месяца мы не сможем сами передавать показания счетчиков холодной и горячей воды. И тут же предложили выход: поставить электронные счетчики, которые сами передают показания. Сообщили, что 10 дней назад в почтовые ящики кинули всем памятки с подробной информацией. Чудо-прибор предлагали за 7 тысяч рублей. Когда я сказала, что пенсионеры не могут себе этого позволить, обещали, что пенсионеры получат компенсацию от государства, так как это общегородская программа». Напоследок пенсионерке пригрозили, что отсутствие счетчика с автоматизированной передачей данных приведет к начислению по нормативам, то есть сильному удорожанию стоимости за потребление воды. Примерно в это же время позвонили соседке Альбины Павловны, она выслушала длинную речь специально обученных людей, грамотно чередовавших мягкий шантаж и обещания светлого будущего, и согласилась на установку счетчика. Ей сказали, что специалист приедет в течение часа. За это время пенсионерки успели позвонить в свою управляющую компанию и узнали, что никакой общегородской акции не происходит, это чистый блеф. Активные граждане даже вызвали полицию, однако полицейские так и не приехали, тогда они сходили сами и сдали заявление о фактах мошенничества. Через некоторое время Альбине Павловне опять позвонили и она услышала на фоне разговора других диспетчеров и их разговоры, то есть работал целый колл-центр. «Я сообщила, что мне уже звонили, после чего мы вызвали полицию, так как они занимаются мошенничеством, поэтому на меня время тратить не стали, просто бросив трубку», — резюмировала свою историю жительница ул. Семашко. Соседка тоже не пустила приехавших «специалистов», а старшие по подъездам обошли все квартиры и вывесили на информационных досках объявления.
Начальник территориального управления МосОблЕИРЦ Олег Камнев сообщил, что расчетный центр не имеет к данной ситуации никакого отношения: «Наши сотрудники вообще никогда не ходят и не предлагают подобные программы. Мы уже известили все управляющие компании, чтобы они связались со старшими по домам и развесили объявление, что подобные звонки и предложения — мошенничество. Более того, мошенники предлагают своим жертвам потом приходить в Мос-
ОблЕИРЦ и даже называют конкретное окно для обращений, однако официально заявляю, что никакой общегородской программы по замене обычных счетчиков на электронные нами не проводится».

Объявление на подъезде

Жительница дома на ул. Гудкова Мария рассказала, что им звонили уже «сотрудники МФЦ»: «Проинформировали, что сейчас проходит замена счетчиков по общегородской программе, которая, в свою очередь, является частью общенационального перехода на автоматизированную систему учета. Нам нужно оплатить, а потом прийти в МФЦ, где нам все затраты компенсируют». При этом не обошлось и без угроз, «специалисты» сообщили, что, если в ближайшее время не поменять счетчик, то начисления будут проводить по нормативам, исходя из площади квартиры, а это существенно дороже. «Что меня больше всего тревожит — мошенники знали не только телефон и адрес, но и кто конкретно зарегистрирован в квартире, то есть у них полная база персональных данных жителей города», — резюмировала Мария.
Руководитель МФЦ г.о. Жуковский Андрей Ушкарев сообщил, что его учреждение никакого отношения к замене счетчиков не имеет: «Уважаемые жители! Это чистое мошенничество! Будьте бдительны! О подобных случаях нами сообщено в правоохранительные органы и специальные службы города. Дополнительно информирую вас о том, что МФЦ г.о. Жуковский никаких компенсаций по установке любых приборов учета не осуществляет!»
Весь день в управляющие компании поступали звонки от жителей, которые пытались узнать побольше об «общегородской программе». Как сообщил в соцсетях генеральный директор УК «Наукоград» Альберт Шагизиганов, в доме 7 по ул. Чапаева хозяйка квартиры поверила в историю с новыми счетчиками и оплатила 7 тысяч рублей за установку двух счетчиков. Все работы провели за 10 минут, так как это, естественно, были не модернизированные приборы учета, а обычные самые дешевые счетчики, которые установили в штатные места, оставив старые переходники. Большинство УК до конца дня развесили в подъездах объявления с предупреждением о действиях мошенников.

Надо отметить, что эпистолярный жанр в виде объявлений на информационных досках в подъездах еще раньше освоили мошенники, развесив следующие объявления, в которых от жителей требовали установить приборы учета воды, ссылаясь на п. 5 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности». Однако данный пункт закона говорит лишь об установке индивидуальных счетчиков, которые у всех и так есть. На объявлении нет указания какой-либо организации, но напечатан материал некой диспетчерской службы. 23 марта по телефону отвечал довольно неприветливый человек, который наотрез отказался представляться, сообщив лишь, что является диспетчерской службой «единой городской диспетчерской водоснабжения». В принципе, с таким же успехом он мог назвать любое другое сочетание слов, связанных с водой и диспетчерской службой. Еще более интересно будет узнать результаты расследования в полиции, которые будут искать злоумышленников, даже не пытающихся скрываться.

Между тем, в ООО «Канал-Сервис» заявили, что никакой общегородской программы по замене приборов учета холодного и горячего водоснабжения на счетчики с дистанционным считыванием показаний нет.

В компании, занимающейся установкой автоматизированных систем учета, ЖВ пояснили, что в квартире подобные счетчики, как правило, отдельно не устанавливаются, так как их необходимо собирать в общую систему коммерческого учета, это комплексная работа в доме, о которой заранее уведомляет управляющая компания. Более того, все глобальные программы финансируются из предварительно выделенных средств, а не за счет абонентов с последующей компенсацией.

Предупрежден, значит вооружен

Несмотря на то, что рассказы о различных видах мошенничества стали неотъемлемым информационным фоном нашей жизни, каждый раз без жертв чужой хитрости и собственной наивности не обходится ни одна жульническая схема в Жуковском, какой бы простой она не была. Преимущественно, это пожилые люди, которых проще запугать неподчинением государству и обещать светлое будущее. Так случилось и в этот раз. Кто-то не додумался позвонить детям, кто-то не стал проверять в управляющей компании, а в итоге людей цивилизованно ограбили, установив им счетчики, возможно худшего качества, чем были до этого.
Однако есть и положительная тенденция: относительно благополучно это нашествие мошенников пережили в тех домах, которые стали лакомым куском при переделе жилого фонда города. В домах, которые уже более полугода отбиваются от настырно их алчущей «Межрегиональной управляющей компании» из Истры, выстроена практически уже военная система защиты от неизвестных ходоков. В каждом подъезде есть старшие по подъезду, которым сразу сообщают о любых звонках, касающихся прихода в дом «различного рода специалистов». Все сердобольные бабушки, которые из-за своей доброты могут подписать любую бумажку, не читая, записаны в «слабое звено» и получили четкие указания без согласования со старшим по подъезду ничего не подписывать. Поэтому, как только начались звонки, о них тут же сообщили старшим, которые оперативно связались с УК, а затем и вызвали полицию. «Я, конечно, допускаю, что кто-нибудь из нашего дома все-таки стал жертвой этих мошенников, но «группа риска» моего подъезда, как мы их шуточно называем «далеко за 60, ближе к 90», сразу мне отчитались и еще потом своих знакомых по городу обзванивали», — рассказал житель ул. Ломоносова Сергей.

Если же вам не так повезло с активными соседями в доме, то вам придется самим защищать свой кошелек, для этого достаточно запомнить несколько довольно простых правил:

1. Объявление о замене или поверке любого прибора учета должно содержать реквизиты организации, от имени которой оно написано. При телефонном звонке вам также должны представиться: сообщить наименование учреждения, должность и ФИО. По возможности запишите номер телефона организации, от имени которой вам звонят.

2. Личное уведомление должно быть персонализированным и содержать не только реквизиты организации, но и персональные данные абонента.

3. Свяжитесь со своей управляющей компанией, чтобы проверить, действительно ли данная организация проводит работы в вашем доме. Практически в каждом подъезде на информационных досках висят телефоны управляющей организации, а также контакты экстренных служб.

4. Не соглашайтесь ни на какие платные услуги, пока не поговорите с родственниками и близкими. Еще лучше, если они будут присутствовать в момент прихода специалистов.

5. Если УК не в курсе деятельности организации, которая настойчиво пытается навязать вам платные услуги, звоните в полицию, потому что намного лучше это сделать до того момента, как у вас забрали деньги, чем после.

И все-таки подумайте о выборе старших по подъезду и рабочего Совета дома, потому что одна голова хорошо, а много голов — еще лучше. Консолидация граждан в пределах многоквартирного дома является главным элементом защиты своих прав, в том числе, и от мошенников. Когда жулики разного профиля поймут, что в доме не осталось места наивности, а тылы в виде доверчивых пенсионеров надежно прикрыты, они просто потеряют к вам интерес.

 

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.