Проекту самолета ЛМС-901 «Байкал» предстоит длительный этап развития

1601

Тормозит реализацию программы отсутствие отечественного турбовинтового двигателя ВК-800С, который создается около 20 лет. Тем временем в Сибири продолжают ремонтизировать самолеты Ан-2 с помощью установки американского двигателя Ханивэлл ТРЕ331-12UAN

Проблема с двигателем ВК-800СМ

30 января нынешнего года на аэродроме Арамиль под Екатеринбургом совершил первый полет опытный образец легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», который оснащен турбовинтовым двигателем (ТВД) GE H80-100 (чешского подразделения американской компании General Electric – GE). Двигатель GE H80-100 мощностью 800 л.с. – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, но более мощная и экономичная. В дальнейшем импортный двигатель планируют заменить на отечественный ТВД ВК-800СМ. Напомним, что базовый вариант двигателя ВК-800 разрабатывается с начала 2000-х годов. Сейчас из-за введения санкций против России летно-конструкторские испытания самолета ЛМС-901 приостановлены. Авиаконструкторы ждут окончания стендовых и летных испытаний ТВД ВК-800СМ, а также постановки мотора в серийное производство.

Первый опытный образец двигателя ВК-800СМ для легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» планируется получить в декабре 2022 г. Создание предсерийных образцов ожидают в марте 2023 года, сообщил в среду технический директор дивизиона «Двигатели» Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Леонид Худорожков. Следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Петербурга «ОДК-Климов».

В витиеватой форме Л.Худоборов сказал корреспонденту информагентства ТАСС следующее: «Мы по графику двигаемся к тому, что в декабре 2022 г. мы получим первый полноценный образец двигателя, который будет являться доводочным экземпляром. И март 2023 года – это двигатель, который будет являться предсерийным. Дальше – планомерное освоение, постановка его на летающей лаборатории и переход к серийному производству».

Можно довольно уверенно предположить, основываясь на практику последних двух десятилетий, что названные сроки «сдвинут вправо» минимум на год-два.

На сегодняшний день имеется первый опытный образец двигателя ВК-800СМ. Сейчас разработчики изготавливают усовершенствованный газогенератор двигателя. Его сборка должна быть завершена в июне текущего года. Нынешним летом планируют начать стендовые испытания двигателя ВК-800СМ на стенде. Всего в стендовых и летных испытаниях будет задействовано 12 образцов ТВД ВК-800СМ. Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма УЗГА – «Байкал Инжиниринг».

Самолет ТВС-2МС

Из-за отсутствия в России экономичного и надежного в эксплуатации легкого по массе ТВД в СибНИА им.СА.Чаплыгина около 10 лет назад предложили устанавливать на самолеты Ан-2 (с большим остаточным ресурсом по планеру) вместо отечественного поршневого мотора АШ-62ИР американский турбовинтовой двигатель Honeywell (Хонивэлл) ТРЕ-331-12 мощностью 1100 л.с. Двигатель из США может работать на различных видах топлива, включая авиационный керосин и автомобильный бензин (предпочтительнее авиационный керосин). Результатом модернизации находящихся в эксплуатации самолетов Ан-2 стало создание версии биплана под обозначением ТВС-2МС.

Разработка проекта ремоторизации и модернизации самолета Ан-2 в ТВС–2МС началась в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск) в октябре 2010 года.

В 2011 г. специально для реализации проекта ремоторизации самолета Ан-2 в Новосибирске было создано ООО «Русавиапром». Совместным решением Минпромторговли и Минтранса России предприятие назначали изготовителем самолета ТВС-2МС на территории РФ.

Установка двигателя Honeywell (Хонивэлл) ТРЕ-331-12 позволила увеличить полезную нагрузку самолета, уменьшилась стоимость эксплуатации машины, улучшились взлетно-посадочные и эксплуатационных характеристики ТВС-2МС.

Первым эксплуатантом самолета ТВС-2МС в апреле 2014 г стала фирма «Амурская авиабаза». Как недавно сообщил для СМИ директор новосибирской фирмы «Русавиапром», на которой работают немногим более 30 человек, Алексей Крюков, на сегодняшний день выпущено 24 штуки ТВС-2МС. Два самолета сейчас находятся в работе. Мощность малого авиапредприятия – выпуск 4 самолетов в год. На складе предприятия имеется 6 штук американских ТВД. Это на полтора года работы. Сейчас предприятие готовится к получению сертификата типа на самолет. Запчасти к американскому ТВД, видимо, рассчитывают приобретать не напрямую в США, а через третьи страны.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"