На повестке дня три важнейшие программы по вертолетным двигателям

1863

Хватит ли ресурсов у российских компаний в условиях западных санкций создать и запустить почти одновременно в серийное производство три новых двигателя для вертолетов разных классов?

ТВД ВК-650

С большой долей уверенности можно сказать, что разработка двигателя ВК-650 является первостепенной задачей. Сейчас вертолеты легкого класса «Ансат» и Ка-226Т оснащаются турбовальными двигателями (ТВД) зарубежного производства (первая машина – канадским ТВД PW-207K, вторая – французским мотором Arrius 2G1). Из-за введенных санкций к концу нынешнего года произойдет остановка серийного производства легких многоцелевых вертолетов «Ансат» и Ка-226Т. Замечу, к примеру, что план Казанского вертолетного завода на 2022 г. – 41 вертолет марки «Ансат».

Разрабатываемый ТВД ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с. Мотор предназначен для установки на российских вертолетах легкого класса, также возможна его установка на вертолет марки VRT-500. Первый двигатель-демонстратор ВК-650В был собран в декабре 2020 г.

В кооперации по созданию ВК-650В принимают участие предприятия ММП им. В.В.Чернышева, ОДК-УМПО и О «ОДК – «Производственный комплекс (ПК) «Салют» и др. В частности, специалисты столичного ММП им. В.В.Чернышева поставили для «ОДК-Климов» детали центробежного компрессора, ОДК-УМПО изготовило ротор свободной турбины, камеру сгорания и узел опор турбин, а ПК «Салют» поставил опытный образец редуктора. Первый двигатель-демонстратор ВК-650В был собран в декабре 2020 г. Начало стендовым испытаниям нового отечественного двигателя ВК-650В было положено в январе 2021 г. Сертификация двигателя запланирована на 2023 г., а в 2024 г. – начать его серийное производство.

ТВД ВК-1600В

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. На 2022 г. на Арсеньевском авиазаводе «Прогресс» (Приморский край) было запланировано развертывание серийного производства вертолета и первые поставки машины Ка-62 российским заказчикам.

Силовая установка винтокрылой машины Ка-62 состоит из двух турбовальных двигателей Ardiden 3G максимальной взлетной мощностью 1680 л.с. и максимальной продолжительной мощностью – 1420 л.с. (каждый) производства французской компании «Сафран» (Safran Helicopter Engines). После 24 февраля нынешнего года французская компания отказалась поставлять ТВД Ardiden 3G в Россию.

Разработчикам винтокрылой машины придется переходить на установку на вертолете Ка-62 отечественного ТВД ВК-1600В, который еще предстоит создать и испытать. Только после этого можно будет продолжить серийное производство Ка-62. Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планировалось завершить в 2023 г., и в 2024 г. начать серийное производство мотора. Необходимо сказать, что на базе ВК-1600В ОДК собираются создать самолетную модификацию ВК-1600С для легких пассажирских и транспортных самолетов.

ТВД ПД-12В

Более сорока лет серийные тяжелые транспортные вертолеты Ми-26 оснащаются украинскими двигателями Д-136 (компании «Мотор Сич»). В сжатые сроки необходимо разработать и испытать для машины Ми-26 отечественный двигатель ПД-12В.

В 2017 г. был завершен этап эскизного проектирования двигателя ПД-12В. В настоящее время разработка мотора ПД-12В находится на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР). Двигатель ПД-12В разрабатывается на базе газогенератора турбовентиляторного мотора ПД-14 для авиалайнера МС-21-310. Начало летных испытаний тяжелого транспортного вертолета Ми-26 с двигателем ПД-12В намечено на 2023 г.

Итоги

За прошедшие двадцать лет в России не было создано ни одного нового вертолетного двигателя. Занимались только доводкой мотора ТВ7-117В – вертолетной модификации двигателя ТВ7-117, разработанного в 80-е годы прошлого столетия в ОКБ им. В.Я.Климова.

Основные авиадвигатели для вертолетов, производимые в России для вертолетов, – это модификации моторов ТВ3-117/ВК-2500, На них летают винтокрылые машины Ми-8/17/171, Ми-24/35, Ми-28, Ка-27/28/29/31/32/35, Ка-52. Начало серийного производства базовой модели двигателя ТВ3-117 было положено в январе 1973 г. в Запорожье. За 50 лет создано целое семейство вертолетных двигателей. Необходимо сказать, что мотор ВК-2500 создан  на базе ТВД ТВ3-117.

За прошедшие двадцать лет в России смогли развернуть серийное производство ТВД ТВ3-117, ранее серийно производимого только в украинском Запорожье на заводе компании «Мотор Сич». Полное импортозамещение двигателя ТВ3-117 удалось завершить в России в 2015 г. (через год после введения в 2014 г. санкций из-за присоединения Крыма).

Стоит сказать, что металлообрабатывающие станки, с помощью которых производятся ТВД ТВ3-117 и ВК-2500, преимущественного зарубежного производства. Для этих станков необходимы запчасти. Видимо, придется создавать посреднические фирмы, например, с Индией, как во время СССР, для покупки станков и запчастей к ним на Западе и в Японии.

По словам эксперта – профессор кафедры социальной и экономической географии России МГУ, ведущего специалиста по региональной экономике Натальи Зубаревич, «часть западного импорта можно заменить поставками из Индии и Китая. Что-то заменим, что-то наскребем. Но заменить все невозможно. Особенно в критических секторах».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"