Жизнь как полет — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Общество

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_02_2017.gif


Lestnicy_209_320_4v.gif

old_maori_320_209-screen.jpg

kadri_reklama.gif

elpodp.gif










Жизнь как полет

Жизнь как полет

5 сентября исполнилось 80 лет жуковчанину Валерию Шульгину. В юбилейный для себя и для города год он рассказал ЖВ, как рос и жил вместе с любимым городом

Валерий Шульгин родился в поселке Ильинский Раменского района в семье служащего, отец — дипломированный строитель, мать — техник-керамик. Раннее детство пришлось на период Великой Отечественной войны. В 1942 г. вместе с коллективами режимных предприятий семья была эвакуирована в г. Молотов (ныне Пермь). После окончания войны семья вернулась в поселок Стаханово. Отец Валерия строил новый город, пройдя трудовой путь от прораба до заместителя управляющего треста «Особстрой» МАП. Поначалу к строительству привлекались пленные немцы. Как вспоминает Валерий Энверович, военнопленные послушно и добросовестно выполняли порученную им работу. Агрессии к ним со стороны жителей поселка не было.

Родители работали по шесть дней в неделю, детвора младших классов училась, помогала родителям, а в свободное время жили по правилам улицы. Любимым местом отдыха был берег Москвы-реки в районе Наркомвода: чистый песок и вода, большая глубина прямо от берега. 

«Десятый класс я закончил без троек, — рассказал Валерий Энверович. — Стоял перед выбором своей дальнейшей судьбы: сельскохозяйственная академия, театральное училище. В итоге, вместе со своими лучшими друзьями остановился на техническом вузе. В 1956 г. поступил в МВТУ им. Баумана».

В 1957 г. партия и правительство призвали граждан осваивать целинные и залежные земели в районах Казахстана и Алтая. Комсомольская организация МВТУ поддержала призыв и сформировала комсомольский студенческий отряд. Летом и осенью 1958 г. студенты по 12 часов в сутки поднимали целину: «Нас это не огорчало, как и отсутствие мяса в рационе питания. Вернулись домой после уборки урожая с талонами на получение зерна по трудодням, которые добровольно отдали в пользу государства». Во время учебы все жили в спартанских условиях. Стипендии хватало на скудное питание, но хлеб в столовой лежал на столе бесплатно. В 1961 г. преддипломную практику Валерий Шульгин проходил в ЛИИ им. М.М.Громова. Дипломный проект по конкретной тематической работе защитил на отлично, и в 1962 г. был распределен в приборное отделение №6 ЛИИ на должность инженера-механика. В эти годы правительство страны выделяет огромные средства на подготовку специалистов, научных кадров, рабочих широкого профиля для создания авиационной техники гражданского и военного назначения. Авиация развивалась и благодаря соперничеству с западными авистроителями. Например, силами Англии и Франции создается пассажирский сверхзвуковой самолет «Конкорд», а в СССР на фирме Туполева ответили самолетом ТУ-144. При этом возникали новые технические проблемы, которые необходимо было решать. При прохождении подобными самолетами звукового барьера зарождался скачок уплотнения воздуха, который воспринимался на земле как пушечный выстрел. Для исследования происходящих процессов необходимо было разработать высокочувствительные датчики давления. В 1965 г. Валерий Энверович предоставил первую самостоятельную разработку по данной тематике. И перешел на должность младшего научного сотрудника. В 1967 году создал семью, в этом году с женой Валентиной отпраздновали еще один юбилей — «золотую» свадьбу.

В 1968 г. Валерия Энверовича назначили начальником научного сектора, задача которого состояла в разработке средств измерения, которые бы превосходили по своим техническим характеристикам промышленные отечественные приборы и не уступали западным. Силами сектора были проведены исследования и разработаны высокоточные средства измерения давления по газовоздушному тракту силовых установок, на несущих поверхностях самолетов и вертолетов. 

С 1981 г. Валерий Энверович стал заместителем начальника отделения — начальником сектора. «В это время в ЛИИ проводятся испытания сверхзвукового маневренного самолета Су-27, в конструкции которого используются новые технические решения, вызывающие неизученные аэродинамические явления на входе в авиадвигатель, — рассказал Шульгин. — При определенных условиях они могли привести к трагическим последствиям. Этими проблемами занимались научные сотрудники отделения № 3 ЛИИ А.Г.Тихомиров и А.П.Леут, которые обратились с просьбой в отделение № 6 создать специальные средства измерения. Работа была включена в план моего сектора. В этот период я получил лично и в соавторстве девять авторских свидетельств на изобретения, имел 43 печатных труда. Работа была успешно выполнена и реализована в практике летного эксперимента. Впервые с помощью этой аппаратуры проводились управляемые эксперименты с земли без промежуточной посадки самолета, что само по себе было очень важным достижением. Наряду с практической деятельностью я работал над кандидатской диссертацией, которую защитил в 1981 году».

1985 г. в ЛИИ по решению министерства авиационной промышленности создается отделение № 17 для обеспечения работ по тематике «Бурана». Руководитель этого направления доктор технических наук Н.С.Мельников предложил Шульгину должность заместителя начальника отделения по летной подготовке экипажей для полета в космос. Техническим руководителем, отвечающим за весь комплекс работ по тематике «Буран», был заместитель начальника ЛИИ А.А.Манучаров. «В мои задачи входили вопросы, связанные с созданием специальных летающих лабораторий (ЛЛ) на базе существующего самолетного парка, самолетов, у которых техническими средствами «портили» аэродинамику, приближая ее к аэродинамике МКС, — вспоминает Валерий Энверович. — Я также отвечал за содержание летных программ и выполнение графика летной подготовки отрядов летчиков МАП и ВВС. Отряд летчиков МАП создал и возглавил И.П.Волк — выдающийся летчик-испытатель, человек, отдавший себя авиации. В отряд вошли летчики с большим жизненным опытом и опытом летной испытательной работы. Отряд военных летчиков возглавил прекрасный летчик-испытатель И.И.Бачурин. Триумфом нашей страны была посадка «Бурана» в автоматическом режиме на взлетную полосу «Байконура». Это произошло впервые в мировой практике. К этому времени два наших заслуженных летчика-испытателя И.П.Волк и А.С.Левченко побывали в космосе».

В 1989 году Валерию Шульгину было поручено возглавить группу специалистов в составе межведомственной комиссии по инспектированию аэродромов севера и востока страны для осуществления возможной вынужденной посадки «Бурана» во внештатной ситуации. Было обследовано порядка двадцати аэродромов. В 1992 году Валерий Шульгин стал старшим научным сотрудником. Однако изменилась страна, наступило другое время, со своими приоритетами. Финансирование предприятий авиационной отрасли со стороны государства прекратилось. Научные кадры, инженеры и квалифицированные рабочие, отдавшие свои знания и опыт любимому делу, были брошены на произвол судьбы. Кто-то влачил жалкое существование, кто-то занялся торговым бизнесом. «В этой ситуации оказалась и наша семья, — с горечью вспоминает Валерий Шульгин. — Финансовых накоплений у нас не было. В этот период в стране появились первые совместные предприятия (СП) с зарубежными инвесторами. Я узнал от коллеги по работе, что в Москве происходит набор сотрудников в совместное предприятие «Космос-ТВ», которое предлагало жителям Москвы и области первое в стране спутниковое телевидение. Я успешно прошел собеседование, испытательный срок, и мне была предложена должность административного директора. Мне установили достойный оклад, дали служебную машину. Кроме того, в это голодное время сотрудникам предприятия и их несовершеннолетним детям еженедельно выдавали продовольственные заказы. Сотрудников прикрепили к поликлиникам. Все это время наша семья прожила безбедно. Работа была беспокойной, но по-своему интересной. Я был свидетелем зарождения капитализма в социалистической стране. Между тем положение в «Космос-ТВ» изменялось не в лучшую сторону. Российские учредители задумали о самостоятельном владении предприятием, и американцы продали им свои акции. Очень скоро мы почувствовали, что политика предприятия меняется — устраивают на ключевые позиции своих людей с большими окладами, а специалистов увольняют. После 13 лет работы меня уволили по сокращению штатов с выплатой денег за полугодие. В скором времени предприятие «приказало долго жить». 

4.jpg

Выйдя в 2007 году на пенсию, Валерий Энверович, по его собственному признанию, испытал радость: сам мог планировать свое время и заниматься делами, до которых раньше руки не доходили. Например, окунулся с головой в благоустройство своего участка, расположенного в живописных местах Егорьевского района. Стал системно заниматься бегом на длинные дистанции. Участвовал в марафонах в Париже, Стокгольме, Риме, Барселоне, Афинах, Вене. В России покорил единственный горный марафон «Конжакский камень» на среднем Урале с высотой 1569 м. Однажды сын пригласил активного пенсионера поехать с ним в Австрию кататься на горных лыжах. «Меня это не смутило, хотя на тот момент мне «стукнуло» 70 лет и на горных лыжах я никогда не катался, — вспоминает Владимир Энверович. — Мы довольно быстро освоили технику слалома и к концу нашего отпуска начали уверенно покорять вершины альпийских гор. Для меня это увлечение продолжалось до 77 лет».

На пенсии Валерий Шульгин «не задержался»: «Случайно встретил в городе своего товарища по работе в ЛИИ и друга по жизни С.Т.Аскарова. Он узнал, что я уже не работаю, удивился и сообщил, что на территории ЛИИ есть фирма «РУССНА», которая разрабатывает конструкции для проведения испытаний создаваемого отечественного самолета «Суперджет 100». После встречи с генеральным директором я принял предложение продолжить свою трудовую деятельность в должности директора по проектированию. Спустя 15 лет шел по территории ЛИИ и испытывал ужас, что произошло с таким уникальным по своей значимости институтом. Производственные здания разрушены, по неухоженной территории с трудом перемещаются пожилые люди. От 10 000 сотрудников осталось 800. Коллектив, в который я попал, состоял в основном из опытных разработчиков и молодых инженеров. Заказчик ГСС осуществлял финансирование в соответствии с контрактом. Появились положительные результаты — выпустили запланированные устройства, но вместе с результатами появились проблемы, связанные с рейдерским захватом предприятия. ГСС практически прекращает финансирование и не выплачивает деньги за уже сданную продукцию. Добивались заработанных денег через судебные иски. Предприятие распалось, на его основе появилось новое — ЗАО «Восход». Получили заказы на выполнение работ по Ил-76МД-90А, МС-21. Как только появились первые образцы готовых изделий, предприятие постигла та же участь. Так я второй, и последний раз, вышел на пенсию в возрасте 79 лет, с трудовым стажем в 55 лет».

В 80 лет Валерий Шульгин по-прежнему живо интересуется происходящим в городе и стране, отстаивает свою точку зрения, основываясь на личном жизненном опыте: «Сейчас над городом нависла угроза коммерческой застройки центра города. Я участвовал в слушаниях по поводу ПЗЗ, где жители города в своих выступлениях единогласно выразили свое мнение не допустить произвола, связанного с обогащением ограниченного круга лиц за счет жизненных интересов горожан. Меня волнует внутренняя политика государства, направленная на отстранение жителей нашей страны от выборов мэров городов, фальсификации результатов выборов в местные и высшие органы власти, разгул коррупции, двойные стандарты судебной системы. Мне горько думать, что мы оставим после себя последующим поколениям. И все же я, наверное, оптимист и верю, что когда-нибудь все-таки придет понимание — человечество может развиваться, опираясь на силу своего разума, а не на силу своих мускулов. Не зря ведь мы живем в городе Жуковский».
  









Реклама

Последнее обновление: 21.09.2017, 13:57

Бадминтонисты сыграли в четвертьфиналах

рубрика: Спорт