В ЦАГИ испытали систему активного гашения вибраций

711
Фото: ФАУ "ЦАГИ"

Новая разработка специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского поможет втрое снизить перегрузку от вибрации на лопасти несущего винта вертолёта. Об этом рассказала пресс-служба ЦАГИ.

Одна из основных проблем при эксплуатации вертолетов – высокий уровень вибрации, который негативно сказывается на прочностных характеристиках винтокрылой машины, функционировании бортового оборудования и снижает уровень комфорта пассажиров.

Для решения этой задачи ученые ЦАГИ (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разработали прототип системы активного демпфирования колебаний вертолетных лопастей. Впоследствии система может быть внедрена в конструкцию перспективных отечественных многоцелевых вертолетов. Работа проводится в рамках НИР «Порыв» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

В 2020–2021 годах система активного демпфирования вибраций была испытана в аэродинамической трубе Т-103 и на гоночной площадке ЦАГИ. В этом году разработку впервые исследовали в воздушном потоке аэродинамической трубы Т-104. Модель несущего винта, оснащенную демонстратором системы активного демпфирования вибраций, установили на вертолетный стенд и испытывали на режимах висения и горизонтального полета. Учеными был получен широкий спектр экспериментальных данных.

«Это первые испытания системы активного демпфирования вибраций несущего винта в воздушном потоке. Они показали хорошие результаты – при использовании нашей разработки перегрузка на лопасти уменьшается до трех раз. Сейчас мы осуществляем настройку системы в ручном режиме, а в реальном полете специальное бортовое оборудование должно автоматически фиксировать полетные характеристики винтокрылой машины, а также данные о работе несущего винта и генерировать необходимые параметры управления активным демпфированием. Отмечу, что подготовленная нами научная база в будущем поможет создать элемент интеллектуальной системы управления вертолетом», – рассказал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФАУ «ЦАГИ» Михаил Ерёмин.

Следующим этапом станет создание алгоритмов управления системой активного демпфирования и формирование облика интеллектуального бортового оборудования.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут