Библиотечный вопрос: от штата до помещений

1391

31 марта прошло заседание рабочей группы по вопросам городских библиотек, разбирались вопросы штатного расписания, по которому сократили ставки, что делать со списанными книгами и кому все же отойдет зал абонемента в ДК. Стороны порядком устали друг от друга, поэтому обсуждение получилось довольно быстрым и эмоциональным, по сути, администрация ознакомила общественность со своими уже утвержденными планами.

Директор централизованной библиотечной системы города Алексей Еманов, который две недели назад подал в администрацию штатное расписание на 39,5 ставок, сообщил, что штатное расписание, где указано уже 33 ставки, утверждено и подписано. «В принципе, по тем нормативам, которые положены на одного библиотекаря из расчета количества читателей, все укладывается, они даже чуть-чуть превышены,» — объяснил человек, который неделю назад говорил о необходимости 39,5 ставок. Члены инициативной группы попытались выяснить, почему расчеты и позиция директора ЦБС изменилась. Однако за него ответили представители администрации: «У нас директор, он все произвел расчеты, насколько мы понимаем, его устраивает количество штатных единиц, вопрос закрыт: штатное расписание уже согласовано главой города».

«Вчера то, что предложил мэр, назвал цифру в 33 ставки и все, так вопросы не решаются, — высказала свое мнение директор центральной детской библиотеки Татьяна Лыжина. — Второе: если быть совсем конкретным, штат связан не с площадями помещений, а с нагрузкой. Например, центральная детская библиотека потеряла одну штатную единицу, а нагрузка при этом не уменьшится. Или возьмите библиотеку на ул. Лацкова, с таким штатом нельзя обеспечить сменность работы. Конкретная вещь: в детской библиотеке работа начинается с утра, это занятия с дошколятами, подготовка мероприятий, работа продолжается и днем. Во взрослой библиотеке работа продолжается и вечером. Как в таком случае обеспечить эту сменность, они что должны работать по 10 часов? В штате сократили людей, которые работали непосредственно с читателями, а вы говорите, что все рассчитали и все продумали. Ничего подобного. Я представлю вам работу центральной детской библиотеки, время отпусков и бесконечная работа в парке с различными мероприятиями. Значит там будет работать один человек, что это будет? Халтура? И зачем нам это? Если бы вы думали о людях, о читателях, как им будет комфортнее, вы бы другое расписание приняли, уверяю вас, но вы руководствовались некими цифрами».

Чиновники действовали в своей манере, которую сейчас называют оптимизацией и эффективностью: сначала сократили помещения, декларируя, что ничего не поменяется, просто пройдет укрупнение, а потом сократили библиотекарей, так как стало меньше помещений, хотя количество читателей осталось то же. Ловкость рук и никакого мошенничества.

В связи с этим у инициативной группы возник вопрос: как же называется все-таки этот процесс — модернизация или оптимизация, ведь цели и задачи кардинально разные. «Мы хотим, чтобы библиотекари изменили форму работы», — ответила Алла Дунаевич. «И для этого их надо сократить?» — отреагировал Игорь Аникеев. В итоге, сошлись на модернизации в целях развития с элементами оптимизации в виде сокращений.
Вопрос финансов плавно перешел в подачу заявки на конкурс в рамках нацпроекта, чтобы получить грант в 10 млн рублей. Срок подачи ограничен 15 апреля, поэтому обсудили готовность пакета документов. Алексей Еманов сообщил, что подготовка дизайн проекта идет полным ходом, техническое заключение по результатам обследования помещения уже готово. «Надо работать, надо спешить, вот и все», — резюмировали члены рабочей группы.

Татьяна Лыжина задала вопросы по текущей деятельности библиотек: «Мы сейчас влипли в такую историю, что парализована работа так называемой семейной библиотеки на ул. Лацкова, в помещениях на ул. Гудкова ничего нет, чтобы выглядеть библиотекой, стеллажи старые, стульев и столов нет. То есть работа не парализована, но она не организованна. Дорожная карта должна предполагать какие-то действия по выходу из слоившейся ситуации?»

Администрация перевела все на директора ЦБС, который, по их словам не подготовил вовремя техзадание, а теперь оборудование подорожало и поезд ушел. Однако после обсуждения решили все-таки запустить аукцион, «вдруг кто и выйдет». «Грош цена оптимизации, если две объединенные библиотеки нет возможности оборудовать», — резюмировала Татьяна Лыжина.

Еще один текущий вопрос: на данный момент списано множество книг, которые лежат в 50 мешках и ждут отправки в макулатуру. Инициативная группа предложила попробовать выставить эти книги на символические аукционы, так как многие из списанных экземпляров представляют ценность. Оказалось, что библиотеки уже начали реализовывать этот проект, просто нужно доработать алгоритм, найти самые удобные площадки, каталогизировать списанный фонд. В итоге решили выставить книги на старых стеллажах в ДК, чтобы жители могли приходить и выкупать понравившиеся экземпляры.

Вопрос библиотеки в ДК остался, пожалуй, единственным спорным вопросом относительно помещений. В мае истекает срок договора между ДК и ЦБС на аренду помещений для библиотеки № 8, и арендодатель предлагает заключить договор на помещения без зала абонемента, при этом устно гарантируя, что де-факто все останется по-прежнему. Алла Дунаевич аргументировала решение о передаче зала ДК тем, что сама библиотека мало его загружает, практически не проводится занятий, так что теперь планируется заняться культурными мероприятиями в зале абонемента сотрудникам ДК, администрация считает, что у них лучше получится использовать помещение. «У вас есть план на месяц?», — спросила она Алексея Еманова. «У нас есть план на год», — ответили за него представители инициативной группы. Встал вопрос, почему заведующая сама не подала, который плавно перерос в вопрос квалификации библиотекарей. Вопрос вполне справедливый, если бы звучал не из уст чиновников, квалификация которых также предмет тревоги многих жуковчан.
Дмитрий Ярошевский, руководитель творческого объединения «Созвездия видений» и отделения ассоциации музеев авиации и космонавтики, рассказал, что зал абонемента по своей атмосфере предполагает множество интересных мероприятий: «Наше творческое объединение существует уже более 20 лет, так получилось, что наша деятельность в основном была сосредоточена в регионах России, а не в родном городе. Однако последнее время мы плотно работаем с Жуковским. Когда мы познакомились с коллективом библиотеки и с этим пространством, были поражены тому гостеприимству, уюту, комфорту живого человеческого общения. Мы стали проводить большое количество мероприятий, потому что атмосфера в этом месте особенная. Проводили встречи с художниками, композиторами, поэтами. Всем очень понравился климат в этом зале библиотеки в ДК. При реорганизации пространства можно было было бы использовать это помещение и как выставочный зал, галерею по специфике наукограда». Алла Дунаевич рассказала, что ДК проводит множество мероприятий, в которых объединение может также участвовать, к вопросу, у кого зал абонемента будет во владении, это никакого отношения не имеет. А по поводу юридических тонкостей предложили обсудить это сторонам договора, тем более, что каждая из них подчиняется администрации, так что результат вполне очевиден.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.