Дважды Герои — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Общество

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_01_2017.gif

kadri_reklama.gif

vau_vaffli.jpg

old_maori_320_209-screen.jpg

vkontakte.jpg 


elpodp.gif










Дважды Герои

Дважды Герои

ЖВ продолжают рубрику «Жуковский в лицах» о людях, которые создавали историю нашего города

Дважды Герой Социалистического Труда Георгий Петрович Свищёв (1912-1999)

Уроженец Санкт-Петербурга, в 1935 г. Георгий Свищёв окончил Московский дирижаблестроительный институт. Любопытно, что ученый также обучался в Сокольнической музыкальной школе по классу фортепиано. Свою трудовую деятельность Георгий Петрович начинал в «Дирижаблестрое». С 1940 по 1954 г. работал в ЦАГИ, где занимался проблемами аэродинамики профилей, фюзеляжей и органов управления самолетов. В 1954 году ученого назначили директором Центрального института авиамоторостроения. Именно Георгий Петрович стал создателем научно-исследовательского центра ЦИАМ в Тураеве (г. Лыткарино), где проводились исследования и доводка авиационных двигателей. За большие успехи в создании новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 г. Георгий Петрович Свищев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 
Ученый занимался и преподавательской деятельностью: в 1963-1967 гг. руководил кафедрой «Газовая динамика, горение и теплообмен» в МФТИ.

С 1967 по 1989 г. Георгий Петрович был начальником ЦАГИ, где под его руководством были проведены уникальные исследования в области авиации и космонавтики. 23 декабря 1982 года ученый был награжден второй звездой Героя Соцтруда. Также Георгий Петрович стал создателем журнала «Ученые записки ЦАГИ» и многолетним главным редактором издания. С 1989 г. был почетным директором ЦАГИ и членом коллегии Института. В 1994 г. по инициативе Г.П. Свищева была издана энциклопедия «Авиация». Жил ученый в Москве и на даче в поселке Кратово. Умер Георгий Петрович Свищев 2 мая 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище. Именем академика названа площадь около комплекса ЦАГИ. 


Дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан (1920-1971).

Родился в Крыму в многонациональной семье. Отец — лакец, мама — крымская татарка. После окончания школы-семилетки в 1937 году Амет-хан поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. Параллельно он учился в аэроклубе, который окончил в 1938 году. В 1940 году будущий Герой окончил Первую Краснознаменную военную авиационную школу в поселке Кача под Севастополем. В первый же день войны, 22 июня 1941 года, будучи младшим летчиком 4-го истребительного авиационного полка, выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 для разведки и штурмовки наступающего врага. Амет-хан Султан принимал участие в боях под Воронежем, в Сталинградской битве. Уже в октябре 1942 года он стал командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В качестве командира авиаэкскадрильи легендарный летчик участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, Крыма. Первую звезду Героя Советского Союза Амет-хан получил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года. За годы войны летчик совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника. 29 июня 1945 года Амет-хан Султан был награжден второй медалью «Золотая звезда», став дважды Героем. После войны Амет-хан какое-то время был отлучен от неба. Одной из причин стала указываемая им в анкетах национальность — крымский татарин. И все же Амет-хан достойно прошел все невзгоды и в феврале 1947 года стал летчиком-испытателем ЛИИ. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году летчик стал лауреатом Сталинской премии второй степени. Среди проведенных летчиком испытаний особое значение имеют испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях. 23 сентября 1961 года ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За время летной работы Амет-хан освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов. Амет-хан Султан трагически погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Адреса проживания Героя: Чкалова,3 (конец 1940-х – начало 1950-х гг.), Горького, 4 (1950-е гг.), Маяковского, 13 (1958-1971).

fdsffdsf.jpg


Дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов (1920-1990) 

Уроженец деревни Худяково Пермской губернии. Свою трудовую деятельность начал в 14 лет электромонтером на мельничном заводе. Переехав в Свердловск, обучался в школе фабрично-заводского ученичества Верх-Исетского завода, параллельно занимался в кружке планеристов. В 1937 г. по комсомольской путевке был направлен в Пермскую военную школу летчиков, а спустя два года зачислен сержантом в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде. Участник Великой Отечественной войны с самого первого дня. Первую воздушную победу Григорий Андреевич одержал 27 июня 1941 г. После ранения его направили на излечение в госпиталь. Излечившись летчик снова вернулся в свой полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским истребительным авиационным полком. Григорий Речкалов принимал участие в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м, 4-м Украинском фронтах. Указом Президиума Верховного Совета 
СССР 24 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Григорию Андреевичу Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года капитан Григорий Речкалов был награжден второй Звездой Героя Советского Союза. Всего за годы Великой Отечественной войны Герой совершил 450 вылетов и сбил лично 61 самолет врага. Григорий Андреевич продолжил службу в ВВС и после окончания войны. С августа 1945 года был инспектором-летчиком по технике пилотирования 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса. В 1951 г. окончил академию ВВС в пос. Монино. В 1951 г. стал заместителем командира, а спустя год — командиром 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Вскоре он стал командиром 146-й истребительной авиационной дивизии Сахалинского корпуса ПВО. С 1957 г. и до увольнения в запас был заместителем командующего истребительной авиацией Отдельной авиационной армии Дальневосточного округа ПВО. После выхода в отставку в 1959 году жил в Новосибирске, затем переехал в Москву. Последние годы жизни провел в Жуковском. Умер 20 декабря 1990 года. Похоронен рядом с родственниками на кладбище в поселке Бобровский Сысертского района Свердловской области.


Дважды Герой Советского Союза  Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985)

Окончив три класса начальной школы Владимир Коккинаки (фамилия досталась от предков — понтийских греков) работал на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту Новороссийска. После призыва в 1925 году в армию начинал службу в пехоте. В 1928 году окончил военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, а спустя 2 года — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Проходил службу в частях ВВС Московского военного округа. 20 апреля 1936 года стал первым летчиком в мире, выполнившим петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30. 27-28 июня 1938 года Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский совершили на самолете ЦКБ-30 беспосадочный перелет протяженностью 6850 километров по прямой от Москвы до города Спасск-Дальний в Приморском крае. 17 июля 1938 года за выполнение уникального перелета Владимир Константинович Коккинаки и Александр Матвеевич Бряндинский были удостоены званий Героев Советского Союза. 28-29 апреля 1939 г. летчик совместно со штурманом Михаилом Гордиенко на самолете ЦКБ-30 осуществил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Северная Америка, протяженность которого составила 8 тысяч километров. Спустя много лет, в 1965 году, Международная авиатранспортная ассоциация наградила Владимира Константиновича как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров». В тяжелые военные годы продолжал испытательскую работу, будучи начальником летно-испытательной службы Наркомата авиационной промышленности. С 1943 года в течение 4 лет являлся начальником главной инспекции Наркомата (с 1946 г. — Министерства) авиационной промышленности. За годы испытаний Владимир Константинович установил 20 мировых авиационных рекордов. 17 сентября 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Владимир Константинович Коккинаки награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. С 1961 года летчик был вице–президентом, затем в 1967-1968 гг. — президентом, а с 1968 года — почетным президентом Международной авиационной федерации. После выхода в запас в 1966 г. Герой работал в ОКБ Туполева инженером–методистом, а затем, с 1968 года — ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Умер Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

fdsfdg.jpg

Редакция благодарит автора рубрики, Льва Григорьевича Козодоя за предоставленные материалы и преподавателя лицея № 14 им. М.М. Громова Юлию Игоревну Мирную за помощь в поиске справочных материалов.
Каждый жуковчанин может стать соавтором нашей рубрики и прислать архивные материалы или ссылки на них на электронную почту info@zhukvesti.ru










Реклама