Лицей для одержимых детей России — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Общество

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_01_2017.gif

kadri_reklama.gif

Lestnicy_209_320_4v.gif

old_maori_320_209-screen.jpg

Шаранин-Алексей.gif

vkontakte.jpg 


elpodp.gif










Лицей для одержимых детей России

Лицей для одержимых детей России

Нет ничего приятней, чем узнавать о том, что и в нашем отечестве бывают хорошие проекты. Не высосанные из пальца, не конъюнктурные и не попахивающие фальшивым дешевым патриотизмом. А вполне себе настоящие, идущие в ногу прогрессом и ориентированные на культивацию интеллекта. Жаль, что это проект состоялся не в нашем наукограде.

Нет ничего приятней, чем узнавать о том, что  и в нашем отечестве бывают хорошие проекты. Не высосанные из пальца, не конъюнктурные и не попахивающие фальшивым дешевым патриотизмом. А вполне себе настоящие, идущие в ногу прогрессом  и  ориентированные на  культивацию интеллекта. Жаль, что это проект состоялся не в нашем наукограде, о чем, наверное, мечтали бы многие  поколения жуковской интеллигенции. Но так получилось, что пока Подмосковье тратит миллионы на пиар собственной власти, в Мордовия финансирует уникальный лицей для одаренных детей со всей страны. Именно он стал визитной карточкой  региона, который не «прокутил» 21 век.


Стратегический объект Мордовии

Столица Мордовии Саранск обладает всеми признаками провинциального города с малоэтажным строительством, маленькими уютными улочками и большим количеством деревянных домиков со своим приусадебным хозяйством в окружении новостроек. В 500 метрах от очередного симбиоза города и деревни, на улице Московской расположился выбивающийся из общего ландшафта монументальный комплекс зданий, соединенных между собой современной галереей с панорамными окнами. Обсерватория на крыше центрального корпуса, ограждения по периметру и домофон на входе придает особую законченность картине, которая напоминает знаменитые КБ и НИИ времен развитого социализма. Это республиканский лицей для одаренных детей, который, по сути, является стратегическим объектом Мордовии. Чтобы получить доступ в этот учебный центр потребовалось получить санкцию министра образования Мордовии, который сразу задал вопрос по существу: вы о нас хорошо или плохо собираетесь писать? Несмотря на такой бюрократический подход, общение по инстанциям происходило в достаточно демократичной манере: каждый следующий чиновник в вертикали власти, не беря на себя ответственность по решению этого важного вопроса, просто диктовал номер вышестоящего начальства. Да и сам министр образования честно признался, что ему надо посоветоваться, а через два часа перезвонил и дал «зеленый свет».

Холл лицея.jpg

Когда проходишь пост охраны, то попадаешь в просторный холл с парадной лестницей, в конце которой находится галерея флагов регионов России. И это не дань патриотизму, а атрибутика регионов, из которых приехали дети. На сегодняшний момент их 24. Республиканский лицей для одаренных детей был открыт в 2010 году Распоряжением правительства республики Мордовии в рамках решения федерального правительства о создании региональных центров для одаренных детей, однако фактически он давно перешагнул за границы Мордовии, набирая детей со всей страны. Обучение проводится с 7 по 11 класс по трем профилям — физическому, математическому и химико-биологическому. Главный критерий отбора не столько уровень знаний, сколько одержимость, порой переходящая в маниакальное желание постоянно совершенствоваться по своему профилю. Также поступают в спортивных школах олимпийского резерва, куда изначально берут замотивированных на результат детей, тех, кто стремится быть лучшим. По сути, это такой же спорт со своим олимпиадами, только лозунг «быстрее, выше, сильнее» приобретает несколько другое значение, а мировые олимпиады по естественным наукам менее заметны в нашем обществе, но это специфика государственных приоритетов, а не реальный показатель.

Пока в самарском лицее для одаренных детей около 300 учеников, большинство живет в интернате, больше похожим на университетский кампус. Уютные двухместные комнаты со всеми удобствами, прекрасная кухня, комнаты для самостоятельной подготовки и кабинеты психологической разгрузки, оборудованные столами для рисования песком в целях арт терапии. Учебный центр оснащен всем необходимым: лаборатории, оборудованные различными девайсами классы, информационный центр с электронными книгами, — все это мало похоже на среднюю школу. В коридорах нет привычной школьной суеты, все систематизировано и размерено. Участие во всероссийских олимпиадах обязательно для всех, впрочем, никого и не надо заставлять, потому что победы в олимпиадах — это основная цель каждого лицеиста на ближайшее будущее. Именно по ним определяется уровень ученика, а не по утвержденным стандартам образования, оценки заменили рейтингами. Не случайно, в центральном фойе лицея расположена Доска почета, на которой фотографии всех победителей и призеров российских и мировых олимпиад, своеобразная летопись историй успеха, в которую стремится попасть каждый ученик.

Лаборатория физики.jpg

Несмотря на фактическое обучение детей со всей страны, де-юре лицей является республиканским и полностью финансируется за счет Мордовии. Годовой бюджет лицея в Саранксе — около 80 млн рублей, из которых примерно 23 млн выделяется на зарплату 45 штатных педагогов и 27 совместителей, преподавателей Мордовского Государственного Университета. Остальное идет на учебный процесс и обеспечение комфортных условий: проживание в интернате и четырехразовое питание, поездки на олимпиады и учебные сборы, техническое обеспечение классов и лабораторий. Для дотационного региона — это существенная сумма, однако на лицей деньги находятся всегда, — это вопрос престижа. За 6 лет 26 учеников стали победителями финала Всероссийской олимпиады школьников и 95 — стали призерами, на международных олимпиадах в копилке лицея 40 золотых, 41 серебряная и 28 бронзовых медалей. Из 5 человек в российской команде на мировой олимпиаде по физике и астрономии, как правило, трое — из саранского лицея.

Это тот редкий случай, когда государство эффективно вкладывает в образование, своеобразный пример «антисколково», когда бюджетные ассигнования не проходят ставшим уже традиционным процесс «усушки-утрушки», а используются по целевому назначению.


Собиратель «братьев по разуму»

Научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный, выпускник МФТИ, имеет фирменное физтеховское чувство юмора, сочетая в себе физика и лирика. Не стесняясь в выражениях говорит все, что думает о сегодняшнем образовании в России. «Я задавал президенту вопрос с примером про Халка: на одной чаше весов футболист, а на другой — образование, что важнее для страны? — рассказывает Подлесный и тут же сам и отвечает, — за баснословные деньги покупаем иностранных футболистов, а свои умы отдаем за рубеж задаром».

Дмитрий Подлесный смог выстроить свою собственную систему обучения, в которой главное — ученик и развитие его способностей, а не общеобразовательные стандарты, уравнивающие всех до среднего уровня. «Время универсалов, которые все делают одинаково посредственно, прошло, — считает Дмитрий Владимирович, — чтобы быть конкурентноспособным в наше время, нужно что-то уметь делать очень хорошо. И какие могут быть образовательные стандарты по естественным наукам, которые объективны? От решения какого-нибудь съезда второй закон Ньютона не перестанет им быть и по другому формулироваться». Почти 20 лет Дмитрий Подлесный находит одаренных детей и собирает их в интеллектуальные инкубаторы с уникальным микроклиматом — сначала на факультете довузовской подготовки Саровского государственного физико-технического института, а последние шесть лет в Саранске. Детей набирают по профилям, и они погружаются в свой предмет, не отвлекаясь больше ни на что. «В обычной школе ученик поехал на олимпиаду по физике, а по возращении его начинает стращать, например, учитель истории и требует написать 5 килограммов никому не нужных рефератов, — возмущается Подлесный. — Когда мой собственный сын учился в Подмосковье, я его поймал за переписыванием Большой Советской Энциклопедии — оказалось, им задали реферат по Индонезии. Я ему предложил написать под мою диктовку буквально следующее: «В Индонезии широко развита проституция, большая сеть публичных домов покрыла страну….» А дальше он продолжил переписывать справочные данные. За этот реферат ему поставили пятерку, что показывает только одно — учителя детей «грузят», а сами даже не читают написанное». В саранском лицее дети занимаются общеобразовательными предметами без фанатизма, программу проходят в удобном режиме. Перед олимпиадами начинается индивидуальная подготовка по профилю, а уже после соревнований учителя непрофильных предметов наверстывают с учениками упущенное. С тезисом об «однобокости» обучения в специализированных школах и лицеях Дмитрий Подлесный готов спорить всегда и везде, считает, что его ученики плохо знают литературу на фоне того, как хорошо они знают физику. Это уже не средняя школа, а довузовская подготовка, которая предполагает развитие способностей ребенка, а не усредненность, возведенная в стандарты. Находясь в лицее, ощущаешь атмосферу университетской свободы, нет привычной забитости учеников, выплескивающейся на переменах в бешеную активность. Само общение учителей и учеников демократично, похоже, в стране еще осталось место для дискуссий. По мнению Подлесного, только свободный самодостаточный человек может быть хорошим учителем, среднестатистический учитель с рабской психологией в крови, не имеющий собственного мнения — плохой пример для ученика. «У нас такая среда: мы вместе работает на грани возможного, — рассказывает Дмитрий Владимирович. — И не зазорно, если учитель делает ошибку, у меня, например, есть такая опция на занятиях — «звонок другу»: если возникают трудности, я не тяну время, а звоню своему бывшему ученику, заместителю заведующего кафедры физики в МФТИ Дмитрию Александрову». Тем более, на физтех поступают все победители олимпиад по физике, а олимпиадники по математике становятся абитуриентами мехмата МГУ, — такое распределение Подлесный называет «сбором братьев по разуму». Хотя сам собирает этих «братьев по разуму» с 7 класса. Причем селекция получается не столько интеллектуальная, сколько мировоззренческая. Основной критерий — желание ребенка учиться, так как, по мнению Дмитрия Подлесного, среднестатистическая школа дает критический низкий уровень знаний: «Бывают случаи, дроби не могут складывать, но «глаза горят», он согласен на 9 уроков в день, готов отказаться от дискотек и компьютерных игр. Многих вдохновляют примеры наших выпускников — победителей и призеров олимпиад. Взять хотя бы пример Ивана Утешева, завоевавшего 6 золотых и 2 серебряные медали на мировых олимпиадах по физике и астрономии. Мы заменили нашим детям компьютерные игры на не менее азартную игру в завоевание медалей всевозможных олимпиад».


Все дороги ведут в Саранск

У республиканского лицея для одаренных детей нет никакой рекламы, информация передается друг другу, как тайное знание. Некоторые впервые узнали о лицее, когда решили проанализировать статистику победителей олимпиад: большинство учились в Саранске. Именно так попал в саранский лицей Азамат из Северной Осетии. В 9 классе он стал призером региональной олимпиады по физике и решил узнать, откуда призеры всероссийской олимпиады, — так вышел на сайт лицея. Пообщавшись с научным руководителем Дмитрием Подлесным, решил, что обучение в саранском лицее — наикратчайший путь в финал всероссийской олимпиады. Сейчас, через полтора года обучения уверен, что это был правильный выбор: физике уделяется 18 часов в неделю, у каждого ученика индивидуальный план. Одноклассник Азамата, москвич Кирилл попал в лицей по совету друзей, его, призера региональной олимпиады, взяли без экзаменов. «Многие удивлялись: все едут в Москву, а я в Мордовию,— вспоминает Кирилл, — в Москве тоже есть сильные школы, но они все в центре и мне далеко было добираться, а здесь, чтобы попасть в класс, даже на улицу выходить не надо. А раньше я и не знал, что такой регион в России есть». В следующем году он собирается поступать в МФТИ: даже, если не станет физиком, получит фундаментальное образование, а это пригодится в любом деле: и в экономике, и в маркетинге, и в политике.

Почти все ученики считают обучение в самарском лицее своеобразным лифтом на пути к своей мечте. Олеся приехала из Москвы совсем недавно, видно, что еще не привыкла к жизни в интернате, часто вспоминает про маму и глаза начинают предательски блестеть. Спасает то, что свободного времени для рефлексии почти нет — помимо учебы она записалась в шахматный кружок и на волейбол. Олеся мечтает получить качественное образование и готова многим пожертвовать: «Главное, здесь у всех полное понимание процесса обучения, ученики четко осознают, для чего им эта учеба и зачем надо столько учиться, здесь я среди единомышленников, чего не было в прежней школе».

Надо сказать, что ученикам лицея присущ здоровый прагматизм: они не просто совершенствуются в учебе, но и задумываются о практической пользе полученных знаний. Ученик химико-биологического профиля Денис приехал из Амурского края, проехав почти 7 тысяч километров ради образования. «Сначала я планировал поступить в государственный университет нефти и газа, но сейчас задумываюсь о химфаке МГУ, — рассказывает десятиклассник в стильной школьной жилетке и зеленой «бабочке». — Мне кажется, Россия не будет отставать от других стран, которые уже ушли в постиндустриальный период, и наука будет приобретать все больший вес в обществе. Пока я молод и мой мозг способен воспринимать большой объем информации, нужно получить хорошее техническое образование». На этом Денис останавливаться не намерен, в планах еще и диплом по экономике, чтобы применить свои открытия на практике: «многие люди на этом состояние делают, но задумываться о втором образовании стоит лишь тогда, когда совершишь это самое открытие». Стать востребованным в жизни профессионалом — давняя мечта Дениса, которой все было подчинено с самого детства. Например, он принципиально не читал художественную литературу, считая, что у нее нет практического применения и поэтому она бесполезна. «Сломался» на «Гарри Поттере»: «пересмотрел свое мировоззрение, ведь в научной деятельности все идеи рождаются из жизни, которая описана в литературе». Теперь при прочтении почти каждой книжки проводит аналогию со своей жизнью, наверное, поэтому одна из любимых — «Алхимик»: тоже пошел на риск и не прогадал, а ведь мог не поступить и вернуться с позором в старую школу.

На первом курсе факультета общей и прикладной физики МФТИ учится и «золотой» мальчик России, выпускник саранского лицея Иван Утешев, который 4 года подряд выигрывал мировые олимпиады школьников по физике и астрономии. Его приводят в пример всегда и везде, он стал визитной карточкой саранского лицея. Успех своей альма матер считает наглядным примером симбиоза селекции и слаженной работы команды единомышленников. Хотя и признается, что поначалу учиться было непросто: потребовалось полгода, чтобы привыкнуть к такой мощной интеллектуальной нагрузке. Пока нацелен на занятие наукой в России, однако, столкнувшись с действительностью за пределами учебного центра Подлесного, где все было подчинено развитию способностей учеников, испытывает намного меньше оптимизма, чем сегодняшние лицеисты. Иван понимает, что найти работу в научной сфере катастрофически сложно: «Наука — это удовлетворение собственных эгоистических интересов за счет налогоплательщиков, а сегодня на эти средства у нас слишком много других желающих». Поэтому не исключает для себя возможности принять предложения западных университетов для продолжения научной карьеры.

В отдельно взятом лицее при поддержке руководства Мордовии Дмитрию Подлесному удалось создать фабрику по производству абитуриентов для лучших вузов страны. 56 процентов выпускников поступают в университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Однако на этом цепочка ведения этих талантливых детей обрывается и за пределами лицея условий для их дальнейшего развития крайне мало. Государство выступает в несвойственной для себя роли, осуществляя неосознанную «социалку» для талантливых детей — за бюджетный счет они становятся конкурентноспособными профессиональными кадрами на мировом рынке. И в то же время отсутствие условий для научной деятельности в родных пенатах, делает государственные инвестиции неэффективными для самого государства. И все же есть и положительный момент: эксперимент интеллектуального инкубатора для талантливых детей в Мордовии показал, что качественное образование в России вполне возможно, если им занимаются профессионалы, а не чиновники.










Реклама

Последнее обновление: 17.08.2017, 12:15

Первые полеты самолета Ил-112В переносятся на 2018 г.

рубрика: Авиация