Командир бомбардировщика Пе-8 майор Додонов и его экипаж — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Авиация

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

[14:34 22.08.17]

Новый самолет должен взлететь в конце декабря 2017 г.

[23:52 21.08.17]

Чешская компания «Эйркрафт Индастриз», принадлежащая российской Уральской горно-металлургической компании (УГМК),ведет работы по сертификации усовершенствованного самолета местных воздушных линий (МВЛ) L-410 NG

[12:51 21.08.17]

В середине августа успешно завершилась очередная международная научная экспедиция с участием высотной дозвуковой лаборатории М-55 «Геофизика»

[00:18 17.08.17]

Во время МАКС-2017 президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил, что первый полет перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В сдвигается на 2018 г., а запуск в серию планируется на 2019 г.
ALEX_01_2017.gif

kadri_reklama.gif

Lestnicy_209_320_4v.gif

old_maori_320_209-screen.jpg

Шаранин-Алексей.gif

vkontakte.jpg 


elpodp.gif










Командир бомбардировщика Пе-8 майор Додонов и его экипаж

Командир бомбардировщика Пе-8 майор Додонов и его экипаж

Вехи боевого пути ветерана 25-го Гвардейского Орловского авиаполка Авиации дальнего действия Героя Советского Союза, гвардии майора Александра Додонова (1907-1994)

Начало войны

Кадровый военный летчик старший лейтенант Александр Сергеевич Додонов перед началом Великой Отечественной войны служил в 14-ом тяжелом бомбардировочном авиационном полку (тбап), на вооружении которого находились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Полк базировался под Борисполем на Украине. В мае 1940 г. на вооружение 14-го тбап поступили первые шесть бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). Осенью 1940 г. летный состав 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 14-го тбап приступил к ознакомительным полетам на машинах ТБ-7. В декабре 1940 г. полеты были прекращены и лишь в конце весны 1941 г. возобновились. На вооружении 1-й и 3-й эскадрилий оставались машины ТБ-3. К июню 1941 г. по данным Наркомата обороны СССР в 14-м тбап находилось 9 машин ТБ-7 (Пе-8).

25 июня 1941 г. военный аэродром под Борисполем, где находилась 2-я АЭ, подвергся бомбардировке самолетами Люфтваффе. Немецкими бомбардировщиками было уничтожено 2 самолета ТБ-7. Через несколько дней 2-ю АЭ вывели в глубокий тыл. Местом нового базирования АЭ была выбрана Казань, где находился авиазавод № 124 (затем получил обозначение № 22), серийно выпускавший Пе-8. Причиной этого решения Государственного комитета обороны (ГКО) было намерение сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти в Резерве Главного Командования. С 6 июля 1941 г. на базе 2-ой АЭ 14-го тбап начали формировать 412-й бомбардировочный авиаполк (АП).

Новый 412-й АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев, до этого проходивший службу в НИИ ВВС.

Вначале для 746-го АП Авиации дальнего действия (АДД) основным аэродромом базирования был один из аэродромов Ивановской области, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах в глубокий тыл противника использовался аэродром ЛИИ в Кратово. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка.

Время битвы за Москву и Сталинград

Впервые военные месяцы старший лейтенант А.Додонов летает на Пе-8 в качестве второго летчика, а затем 16 мая 1942 г. его назначают командиром корабля и присваивают звание капитана.

Во время оборонительного и наступательного периодов (осень 1941 г. – зима 1941/1942 гг.) немецкого наступления на Москву (операция «Тайфун») 746-й АП выполнил несколько десятков ночных бомбардировок целей на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками: Калуге, Орле, Калинине; аэродромов в Смоленске и Бобруйске, железнодорожных узлов в Старой Руссе, Новгороде, Пскове, Орше, Смоленске и др. Также летали бомбить цели в глубоком тылу Третьего рейха: Берлин, Кенигсберг, Данциг.

За успешное выполнение боевых заданий в районе Сталинграда летом и осенью 1942 г. большая группа авиаторов (более 300 человек) АДД ВВС Красной Армии, в том числе военнослужащих 746-го АП, была награждена в конце 1942 г. орденами и медалями.

Весной 1942 г. штурманом экипажа Пе-8 под командованием Александра Додонова назначают майора Сергея Ушакова, которого в этом же году назначают штурманом 2-й АЭ. В сентябре 1943 г. Героя Советского Союза, гвардии подполковника Сергея Ушакова назначают помощником главного штурмана АДД ВВС Красной армии. На этой должности он прослужит до конца войны.

После ухода из 2-й АЭ Сергея Ушакова в январе 1943 г. штурманом в экипаж А.Додонова приходит майор Константин Иконников (1916-1994). Константин Павлович Иконников – известный человек в Жуковском. После окончания Великой Отечественной войны он остался на военной службе. До 1957 г. работал в штабе ВВС на разных должностях. В 1957 г. полковник Иконников перешел в ОКБ В.М.Мясищева на должность начальника штурманской службы. Испытательной работой К.Иконников занимался до 1966 г. В 1966 г. он был списан с летно-испытательной работы по состоянию здоровья и после этого стал работать начальником парашютной службы ЛИИ. До выхода на заслуженный отдых в 1990 г. Константин Иконников работал начальником высотно-кислородной службы Школы летчиков-испытателей МАП СССР.

Пик боевой работы 746-го авиаполка – 1943 г. – начало 1944 г.

На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я авиадивизия (АД) АДД и 890-й АП АДД. Командиром авиадивизии был назначен полковник В.Лебедев. Бомбардировщики Пе-8 из 746-го авиаполка в первой половине 1943 г. были задействованы для нанесения бомбовых ударов по объектам противника в районе блокадного Ленинграда.

Затем наступило время Орловско-Курской оборонительно-наступательной операции. В ночь с 12 на 13 июля 1943 г. бомбардировщики Пе-8 45-й АД нанесли массированный бомбовый удар по железнодорожному узлу Орла. Во время этого боевого задания бомбардировщик Пе-8 под командованием командира 2-й АЭ майора А.Додонова (командиром 2-й АЭ назначен 25 октября 1942 г.) сбросил на немецкие эшелоны одну пятитонную фугасную бомбу ФАБ-5000 (предел грузоподъемности самолета). Длина бомбы со стабилизатором – 5,2 метра, диаметр – около одного метра, общая масса – 5,4 тонны, масса взрывчатого вещества – 3,2 т. ФАБ-5000 полностью не помещалась в бомбовом отсеке Пе-8, поэтому полет до цели проходил с приоткрытыми створками люков.

Командир 2-й АЭ 746-го АП майор А.С. Додонов к февралю 1943 г. произвел 100 ночных боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника и на оккупированной немецко-фашистскими войсками советской территории, в том числе в городах Кёнигсберг, Данциг, Бухарест, Варшава, Мемель, Сталино (Донецк), Запорожье и др. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство майору Александру Сергеевичу Додонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 913).

Приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г., 746-й АП АДД был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му Гвардейскому авиаполку авиации дальнего действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».

От 100 до 149 боевого вылета

Вот как рассказал о 101-м боевом вылете машины Пе-8 под командованием майора А.Додонова в своей книге военных мемуаров «В интересах всех фронтов», изданной в 1982 г., генерал-полковник авиации С.Ушаков. Боевое задание в этот раз – нанесение бомбового удара по железнодорожному узлу Смоленска.

«Остались секунды до сбрасывания. Луч прожекторасзади справа пробежал по самолету и тут же схватил его. Пора! Нажимаю на кнопку. Полетела первая бомба, вторая! В самолет вцепилось еще несколько лучей. Сразу запахло гарью. Додонов продолжает прямолинейный полет. Он чувствует, как падают с интервалом бомбы (их десять: 4 ФАБ-250 и 6 ФАБ-500), и ждет моего сигнала. – Сбросил! – прокричал я. Летчики сразу ввели самолет в разворот и со снижением начали уходить от цели. Прожекторы нас не отпускают. Но самолет летит по сложной кривой линии, и прицельная стрельба вражеской артиллерии не эффективна. А сзади бомбардировщики на подходе, они летят строго по прямой, их сбить у врага возможностей больше. Стрелки докладывают, что разрывы снарядов сзади и выше нас. Стрелять в удаляющиеся самолеты нет смысла, и прожекторы и зенитки оставляют нас в покое».

Всего за годы Великой Отечественной войны с августа 1941 г. по август 1944 г. гвардии майор А.Додонов совершил 149 боевых вылетов. Весной – в июне 1944 г. в экипаже машины Пе-8 (№ 45512), которой командовал Додонов, вторым пилотом был гвардии капитан Иван Грязнов, назначенный командиром корабля Пе-8 в июле 1944 г. Иван Васильевич Грязнов не вернулся с боевого задания в ночь с 1 на 2 августа 1944 г.

Не все вернулись с войны небесные солдаты, летавшие с А.Додоновым. Во время выполнения бомбардировки порта Риги в ночь с 1 на 2 августа 1944 г. пропали без вести воздушный стрелок гвардии старший сержант Василий Николайченко, воздушный стрелок гвардии старший сержант Николай Крюков-Макаров, воздушный стрелок гвардии старший сержант Владимир Евтеев. Геройски погиб в ту же ночь в перестрелке с немецкими солдатами воздушный стрелок-радист старшина Василий Саблин.

В 1946 г. гвардии майор Александр Додонов ушел в запас. На гражданке работал летчиком в Полярной авиации (20 лет) , вел ледовую разведку в Карском море и море Лаптевых.

В 1967 г. А.С.Додонов вышел на заслуженный отдых. Жил в Москве. Скончался 13 мая 1994 г. Похоронен на Долгопрудненском кладбище столицы.

Справка ЖВ

Бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством Владимира Михайловича Петлякова.(1891-1942). Опытный образец АНТ-42 (ТБ-7) совершил первый полет 27 декабря 1936 г. Серийное производство было начато в июне 1940 г. Велось на авиазаводах № 22 (Москва) и № 124 (Казань). Всего построено 79 экз. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с весны 1941 г. Самолет был снят с производства в 1944 г., а с вооружения ВВС СССР – в начале 1946 г., затем до конца 40-х годов эксплуатировался в Полярной авиации. Максимальная взлетная масса Пе-8 составляла 27,2 т. Максимальная скорость полета – около 450 км/ч. Практический потолок – 9,5 тыс м. Дальность полета – 5,8 тыс км. Экипаж 11 человек.

Фото из архива музея 203-го Гвардейского Орловского авиаполка










Реклама

Последнее обновление: 23.08.2017, 20:08

Труп мужчины, висящий на дереве, обнаружен на берегу Быковки

рубрика: Проиcшествия