4 января исполнилось 103 года со Дня Рождения Георгия Ильича Майкапара

349

Ученые ЦАГИ — это поистине золотой фонд нашей авиационной науки. Имена многих из этих людей не всегда  знакомы широкой публике, но без их трудов невозможно представить себе современную авиацию и космонавтику. Среди плеяды выдающихся ученых Центрального аэрогидродинамического института есть и имя Георгия Ильича Майкапара (1915-2004). Его долгая жизнь пришлась на эпоху великих потрясений, изменивших облик страны и мира. Он родился еще в Российской империи, 4 января 1915 года в  Киеве в интеллигентной семье. Его отец возглавлял строительное учреждение. Мама, окончившая Киевскую консерваторию по классу фортепиано, работала аккомпаниатором. Окончив школу-семилетку, Георгий Ильич поступил в строительный техникум. Затем были годы обучения в Киевском авиационном институте. Здесь будущий ученый увлекся изучением теории винтов. В страшном 1937 году молох репрессивной машины затронул и семью Майкапар — органами НКВД был арестован отец Георгия Ильича. Вскоре Киевский авиационный институт перевели в Ленинград.  Георгий Майкапар ушел из ВУЗа и окончил заочный институт Гражданского воздушного флота. С 1938 года ученый работал в НИИ Гражданского воздушного флота. В 1940 году жизнь Георгия Ильича круто изменилась — он получил приглашение на работу в Центральный аэрогидродинамический институт и что самое главное — в отдел воздушных винтов. А именно воздушные винты и были главной сферой интересов ученого. Так, Георгий Ильич начал работу в Институте, которому посвятил всю свою жизнь.  В 1941 году молодой ученый возглавил один из отделов аэродинамики воздушных винтов. Работа данного отдела имела огромное значение для отечественной авиации — именно здесь совершенствовались винты боевых самолетов. Несмотря на тяжелые военные годы Георгий Ильич завершил и в 1942 году защитил кандидатскую диссертацию. Титаническая работа ученого и его коллектива во время Великой Отечественной войны была по достоинству оценена. В  1943 году Георгий Ильич награжден орденом Знак Почета, а спустя 2 года — орденом  Отечественной войны.

После окончания войны ученый осуществил исследования распределения давления на лопастях вращающегося винта и результатом стало получения эпюров (особых графиков) распределения давления на профилях при околозвуковых и звуковых скоростях. Эти работы ученого стали подтверждением основных положений вихревой теории воздушного винта с конечным числом лопастей. В 1949 году Георгий Ильич Майкапар стал лауреатом Сталинской премии. В 1952 году Георгий Ильич защитил докторскую диссертацию.  Многие годы ученый занимался теорией несущего винта с конечным числом лопастей, используемой и в современном авиастроении. 1950-е гг. в биографии Георгия Ильича пришлись на исследования центробежных и осевых  компрессоров для турбореактивных двигателей. С конца 1950-х гг. ученый активно участвовал в создании научно-исследовательского отделения  8, где организовал новый отдел тепловых исследований гиперзвуковых летательных аппаратов. Георгий Ильич стоял у истоков уникальных экспериментальных установок и экспериментальных методов. Ученый осуществил фундаментальные исследования гиперзвуковых течений и аэродинамического нагрева. Созданный им метод газодинамического конструирования сверхзвуковых летательных аппаратов (волнолетов), основанный на использовании теоретических решений  имел огромное значение для авиационной науки. А точные решения для звездообразных тел стали классическими и использовались для совершенствования  аэродинамических несущих форм. Под руководством Георгия Ильича были проведены разработка и исследования большинства гиперзвуковых летательных аппаратов в нашей стране.  Ученый внес и значительную лепту в создание первого и единственного советского космического челнока «Буран». За годы своей научной деятельности Георгий Ильич опубликовал более 150 научных работ, среди которых такие труды, как «К теории тонкого винта», «К расчету рационального использования сопротивления воздуха при спуске с орбиты спутника»,  «Аэродинамика гиперзвуковых скоростей» и другие. Дважды (в 1970 и 1976 гг.) ученый был удостоен высшей награды в области авиационной науки — премии имени Н.Е. Жуковского. В 1978 году Георгий Ильич и его коллеги стали лауреатами Государственной премии СССР.  Ученый удостоен почетных званий «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и «Почетный авиастроитель СССР».

Многие годы ученый был преподавателем МАИ, а  конспекты  его лекций были опубликованы отдельными изданиями. Георгий Ильич являлся и многолетним оппонентом при защите докторских и кандидатских диссертаций. А еще ученый был членом редакционной коллегии журнала «Ученые записки ЦАГИ».

Георгий Ильич являлся отличным  семьянином. Вместе с женой Верой Всеволодовной Келдыш (1919-2005) — сестрой академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, он вырастил прекрасных детей. Дочь Георгия Ильича — Марианна — известный в городе архитектор. В свободное от научных трудов время ученый посвящал отдыху с семьей в горах.

Умер Георгий Ильич Майкапар в Жуковском на девяностом году жизни 30 марта 2004 года. Его имя — это имя скромного человека и выдающегося деятеля авиационной науки, которой он посвятил всю свою жизнь.