День Рождения легенды города авиации

825
SONY DSC

25 декабря свой 101-й день рождения отмечает лауреат двух Государственных премий СССР, доктор технических наук, профессор, Почётный гражданин нашего города Арсений Дмитриевич Миронов.

Он родился в далёком 1917-м во Владимире, детство провёл в Москве. В столице Арсений окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал электромехаником по приборам в Центральных мастерских «Мосэнерго». Параллельно с работой, обучался на вечернем рабфаке, готовясь к поступлению в Московский энергетический институт. В свободное от работы и учёбы время занимался авиамоделизмом. Но вскоре его судьба совершила неожиданный поворот – Арсений решил связать свою дальнейшую жизнь с авиацией.

С 1936 года Арсений Миронов обучался на самолётном факультете Московского авиационного института. Начиная с четвёртого курса, он обучался по новой в то время специальности «Лётные испытания». Одновременно с учёбой занимался в аэроклубе МАИ. Уже тогда у паренька зародилась мечта – стать не только инженером по лётным испытаниям, но и лётчиком-испытателем. В 1939 году А.Д. Миронов совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте У-2 (По-2). Арсений также освоил полёты на планерах и совершил несколько прыжков с парашютом.

С мая 1941 года Арсений Дмитриевич проходил преддипломную практику в только что созданном Лётно-исследовательском институте. Здесь он участвовал в лётных исследованиях нового бомбардировщика Пе-2 – тарировал самописцы высоты и скорости, вместе с техником крепил в бомболюке эти и другие самописцы, помогал наклеивать на верхнюю поверхность крыла пучки чёрных шелковинок. И даже участвовал в испытательных полётах в качестве экспериментатора!

Но тут началась война. Защиту диплома пришлось отложить… Испытания на Пе-2 были убыстрены, и вся программа лётных исследований выполнена за несколько дней. Во всех полётах участвовал Арсений Дмитриевич. Полученные материалы были изучены совместно с ЦАГИ, откуда вскоре в КБ были переданы рекомендации, которые срочно реализовали на серийно выпускающихся бомбардировщиках.

В сентябре 1941 года А.Д. Миронов стал инженером лаборатории № 2 Лётно-исследовательского института. Эта лаборатория занималась испытаниями самолётов по определению характеристик скорости, скороподъёмности и взлётно-посадочных свойств, а также работами по усовершенствованию методики лётных испытаний.

Особо памятна Арсению Дмитриевичу командировка на авиазавод № 21 в Горький. Ему поручалось проведение специальных контрольных испытаний серийно строящихся на заводе истребителей Ла-5. В сутки должно было выпускаться 12(!) самолётов. Невыполнение суточного плана из-за каких-то дефектов считалось чрезвычайным происшествием. Дефекты исследовались, устранялись, после чего проводились дополнительные полёты, и план всё же выполнялся. Молодой инженер с честью справился с порученным заданием.

4 октября 1943 года при аварии самолёта Ла-5УТИ А.Д. Миронов получил тяжёлые травмы и был отправлен в госпиталь. Когда через полгода он вернулся на аэродром, то понял, что на профессии лётчика-испытателя придётся поставить крест – левая рука не полностью разгибалась в локте. Однако Арсений сумел добиться разрешения летать на лёгких самолётах и выполнил сотни транспортных полётов на самолётах По-2, УТ-1, УТ-2 и Ще-2. До 1950 года он также участвовал в испытательных полётах на самолётах Ил-2, Пе-8, Ту-2, Як-9В и И-320 (Р-1) в качестве штурмана и инженера-экспериментатора.

Однако отныне вся основная деятельность Арсения Дмитриевича была всё же посвящена инженерной и научной работе. В марте 1946 года его назначили старшим инженером, а в июле 1948 года он стал ведущим инженером. В этот период А.Д. Миронов принимал активнейшее участие в исследованиях аэродинамики крыльев, рулевых поверхностей и фюзеляжей на больших дозвуковых и сверхзвуковых скоростях потока в натурных условиях. Для этого была спроектирована так называемая летающая бомба и разработана специальная методика исследования сопротивления крыла при больших числах Маха с помощью этих летающих бомб. Авторы нового метода исследований, в числе которых был А.Д. Миронов, в апреле 1949 года стали лауреатами Сталинской премии третьей степени. Арсений Дмитриевич стал одним из самых молодых лауреатов Сталинской премии в ЛИИ – он получил её в 31 год!

В июле 1949 года молодой инженер был назначен начальником отдела – заместителем начальника лаборатории № 21, а в мае 1951 года возглавил лабораторию № 21. Лаборатория проводила лётные исследования в области аэродинамики самолёта и обеспечения безопасности полётов. В августе 1952 года 35-летний учёный был назначен начальником комплекса № 2 Лётно-исследовательского института. Комплекс состоял из научно-исследовательских лабораторий, занимавшихся работами в области исследования в полёте вопросов аэродинамики, прочности самолётов и безопасности полёта. 17 лет Арсений Дмитриевич руководил самым многочисленным научным подразделением института.

В январе 1969 года А.Д. Миронова назначили заместителем начальника Лётно-исследовательского института по научной работе, а в апреле 1974 года – первым заместителем начальника института. Трудно даже перечислить все работы и темы, которыми он занимался в эти годы. В частности, Арсений Дмитриевич возглавлял комплексную бригаду ЛИИ по проведению всесторонних испытаний сверхзвукового фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24. Испытания проводились сразу на трёх экземплярах самолёта, и в феврале 1975 года Су-24 приняли на вооружение. За большой вклад в создание этого самолёта А.Д. Миронову в 1976 году была присуждена Государственная премия СССР.

Несмотря на огромную загруженность на работе, Арсений Дмитриевич до 60 лет продолжал самостоятельно летать… Правда, уже не на самолётах, а на планерах. До сих пор он с восторгом вспоминает свои многочасовые парения в бескрайнем небе.

В сентябре 1981 года А.Д. Миронов возглавил Лётно-исследовательский институт и руководил им до июня 1985 года. В этот период в ЛИИ проводилось множество сложных исследовательских работ. В июле 1985 года Арсений Дмитриевич был назначен начальником сектора отделения № 2 ЛИИ и возглавлял его до июня 1996 года. На этой должности он занимался вопросами сертификации новых самолётов. Несмотря на свой почтеннейший возраст, А.Д. Миронов трудится главным научным сотрудником отделения № 2 и председателем диссертационного совета ЛИИ.

Арсений Дмитриевич продолжает служение авиации – добивается опубликования подлинных причин гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серёгина. Этим он хочет раз и навсегда снять незаслуженные обвинения, выдвинутые в адрес лётчиков-испытателей космонавтом А.А. Леоновым.

Редакция «ЖВ» от всей души поздравляет Арсения Дмитриевича Миронова с днём рождения и желает ему крепкого здоровья и бодрости!