Китайцы «оседлали» проект по разработке тяжелого транспортного вертолета AHL

261

Контракт на создание российско-китайского тяжелого вертолета AHL будет подписан к маю 2019 г.

Эту новость сообщил представителям СМИ генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский  во время международного авиасалона «Эйршоу Чайна-2018» (Airshow China-2018) в Чжухае. Андрей Иванович добавил: «На сегодняшний день мы согласовали все технические вопросы, остались вопросы финансового и организационного характера».

В свою очередь директор по международному сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов заявил: «Это будет китайский вертолет. Большая часть работ будет выполнена китайской компанией, некоторые ключевые узлы и агрегаты китайская сторона поручила разработать российской стороне».

Представителям СМИ сообщили следующие подробности. Полную ответственность за реализацию программы по тяжелому вертолету AHL (Advanced Heavy Lift) берет на себя китайская сторона, включая полномасштабное проектирование.

Переговоры России и КНР по созданию тяжелого транспортного вертолета ведутся около восьми лет. В рамках реализации проекта AHL. холдинг «Вертолеты России» и китайская государственная компания Avicopter провели несколько десятков контрактных переговоров с 2014 г. по 2018 г. В результате переговоров были подписаны субконтракты по техническому проекту, по разработке трансмиссии, противообледенительной системы и других систем вертолета AHL.

Напомним, что межправительственное соглашение по разработке вертолета AHL было подписано в 2016 . Это межправительственное соглашение было утверждено премьер-министром России Дмитрием Медведевым в феврале 2017 г. Согласно утвержденному документу, российская и китайская стороны одновременно приступали к созданию перспективного тяжелого вертолета и организации его серийного производства в КНР.

Инвестиции в этот проект со стороны холдинга «Вертолеты России» будут в виде технологий и проектирования отдельных систем вертолета. Китайская сторона будет осуществлять организацию программы тяжелого вертолета в целом, включая проектирование, постройку опытных образцов, проведение наземных и летных испытаний, сертификацию, подготовку и полномасштабное серийное производство, а также продвижение вертолета на рынок и общую координацию работ. Эксперты полагают, что стоимость проекта «потянет» приблизительно на 2 млрд $.

Согласно представленной китайской стороной информации, максимальная взлетная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны, максимальная скорость полета – 300 км/ч, практический потолок – 5700 метров, дальность полета – 630 км. Вертолет будет способен перевозить внутри фюзеляжа груз массой 10 т, а на внешней подвеске – до 15 т. Вертолет оснастят двумя усовершенствованными двигателями Д-136 украинской компании «Мотор-Сич». Этот двигатель сейчас устанавливается на отечественном тяжелом вертолете Ми-26. Вертолет AHL должен впервые подняться в воздух в 2020 г. По данным холдинга «Вертолеты России», получение сертификата на AHL ожидается лишь к 2025 г.

Два года назад руководители холдинга «Вертолеты России» говорили о том, что Россия участвует в разработке перспективной винтокрылой машины AHL потому, что стране нужен вертолет промежуточного класса между Ми-26 (грузоподъемность 20 т) и Ми-38 (грузоподъемность 5 т), т.е. машина, которая поднимала бы грузы массой 10-12 т. Стоит напомнить, что советский вертолет Ми-10 имел (нормальную) грузоподъемностъ 12 т. Машина Ми-10 серийно не производится с конца 60-х годов прошлого столетия.

Китайцы последовательно продвигаются вперед в разработке линейки авиатехники. Необходимо сказать, что основной упор они делали и делают на создание винтокрылых машин для военных. Вертолет средней грузоподъемности Z-9 в КНР строят по лицензии французской компании «Аэроспасьяль» с конца 90-х годов прошлого столетия. Уже выпущено более 200 вертолетов. Теперь, набравшись опыта, в КНР решили создать тяжелый вертолет с помощью российских специалистов.