Судьба полярного летчика, летчика-испытателя и командира эскадрильи полковника Анатолия Алексеева

6602

Пока мы помним, они живы Полковник авиации самолетов Анатолий Дмитриевич Алексеев (1902-1974) летом 1941 г. стал одним из первых командиров эскадрилий созданного летом 1941 г. 412-го авиаполка (АП), ставшего впоследствии 746-м АП

Должность – командир эскадрильи

С 1939 г. Герой Советского Союза (награжден в 1937 г. за освоение Арктики, медаль «Золотая Звезда» № 38) известный полярный летчик Анатолий Дмитриевич Алексеев работал летчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 им. С.П.Горбунова в Казани, на котором с 1939 г. серийно строился тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8). В 1940 г. Анатолий Дмитриевич провел заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240, запущенного в серию под обозначением Ер-2. В начале 1941 г. он совершил на ДБ-240 перелет Москва-Омск-Москва без посадки в Омске со сбросом в районе Омска 1 т условных бомб.

Когда началась Великая Отечественная война, полковник Анатолий Алексеев в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 14 июля 1941 г. № ГКО-143сс «Об авиадивизии дальнего действия» был откомандирован из Наркомата авиационной промышленности в 412-м тяжелобомбардировочный авиаполк (тбап), который входил в состав 81-й авиадивизии (АД). Впоследствии 412-й АП переименовали в 432-й АП той же АД, а в начале декабря 1941 г. авиаполк получил наименование 746-й. Полк был сформирован по штату № 015/241 пяти эскадрильного состава. Летный состав АП был подобран высококвалифицированный, обладающий отличной подготовкой, способный летать в любых метеоусловиях днем и ночью на полный радиус тяжелого бомбардировщика.

Специфика 746-го АП состояла в том, что Анатолий Алексеев в звании полковника не был назначен на командную должность в штабе полка, а как опытного летчика его назначили командиром 4-й эскадрильи, а это была майорская должность. Вначале Анатолий Дмитриевич летал на бомбардировщике Пе-8 № 42015, построенном в 1940 г. и оснащенном моторами АМ-35А. Впоследствии на этом самолете летал командиром корабля капитан Владимир Пономаренко. Машина была потеряна во время авиакатастрофы в ночь с 28 на 29 октября 1942 г. во время посадки на аэродроме ЛИИ после выполнения боевого задания.

Штурманом экипажа машины Пе-8 № 42015, которым командовал полковник Алексеев, до июля 1942 г. был капитан, а затем майор Александр Макарович Лебедев – один из лучших штурманов полка, принимавший участие вбоевых действиях с июля 1941 г.

В феврале 1942 г. командира корабля полковника Анатолия Алексеева наградили орденом Красного Знамени за 6 успешных ночных боевых вылетов на бомбардирование объектов в дальнем тылу противника (из них 2 боевых вылета на Кенигсберг) причем все полеты проходили в сложных метеоусловиях. Во время этих шести полетов было сброшено на противника 22 т бомб.

Один из рейдов на Кенигсберг

Согласно боевому донесению № 22 от 14 ноября 1941 г., «…в 16 час 22 мин 13 ноября 1941 г. Пе-8 № 42015, командир корабля полковник Анатолий Алексеев, стартовал с аэродрома Раменское на бомбардирование г. Данциг. Ввиду того, что от восточного побережья Балтийского моря погода резко ухудшилась, и город Данциг мог быть закрыт сплошной облачностью, командир корабля принял решение бомбить запасную цель – город Кенигсберг, который был открыт и освещен.

В 20 час 00 мин с высоты 8000 м на Кенигсберг были сброшены 8 штук ФАБ-250. Бомбы сброшены прицельно серией в один заход. Экипаж наблюдал разрывы всех сброшенных бомб в городе, в результате бомбометания возникло два очага пожара. Противодействие ПВО: над целью зенитная артиллерия (ЗА) противника до 12 орудий вела огонь по самолету, разрывы снарядов наблюдали на уровне самолета, ниже и выше самолета. При отходе от цели с побережья залива Куриш-Гаф ЗА противника вела интенсивный огонь по самолету. Повреждений самолета и потерь экипажа нет. Цель Кенигсберг была открыта, далее на запад к г. Данциг не пошли ввиду плохой погоды. При полете обратно от г. Кенигсберг произошло резкое ухудшение погоды у г. Калинин, сплошная облачность, высота 200 м, временами шли на высоте 200 м вслепую, наблюдали незначительное обледенение. На свой аэродром пришли на высоте 250 м. При обратном полете шли против сильного ветра, что значительно увеличило время полета. После выполнения задания экипаж в 2 час 30 мин 14 ноября 1941 г. благополучно произвел посадку на своем аэродроме Раменское. Общая продолжительность полета составила 10 час 08 мин. Повреждений самолета и потерь экипажа нет. Состояние матчасти самолета исправно».

Возвращение на летно-испытательную работу

Полковник Анатолий Дмитриевич Алексеев служил командиром эскадрильи в 746-ом АП до конца 1943 г. На самолете Пе-8 (ТБ-7) совершил двадцать семь боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника. В апреле 1944 г. полковника А. Алексеева за участие в боевых действиях наградили орденом Отечественной войны 1-ой степени.

В 1944 г. он вернулся на летно-испытательную работу. С 1943 г. по 1957 г. Алексеев участвовал в испытаниях различных модификаций бомбардировщиков Ту-2, Ту-4 Ту-16, Ту-70, Ил-28, истребителя МиГ-15УТИ, машины Ил-18 и др. Испытал семьдесят два типа военных самолетов.

В 1958 г. летчик-испытатель 1-го класса полковник Анатолий Алексеев ушел в запас. В его биографических справках указано, что в армии он прослужил 37 лет и 10 месяцев (54 года в льготном исчислении). Суммарно налетал 4500 часов.

После ухода с летной работы Анатолий Дмитриевич работал в Управлении полярной авиации и в аэропорту Шереметьево. Полковник Алексеев – кавалер многих отечественных орденов. Он был награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

Скончался Анатолий Дмитриевич Алексеев на 73-м году жизни 29 января 1974 г. в Москве. Героя похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Именем А.Д.Алексеева названа одна из улиц Красноярска. В 1965 г. имя полярного лётчика Алексеева было присвоено горе в Антарктиде (Земли Эндерби), нанесенной на карту советской антарктической экспедицией в 1962 году (67 градусов южной широты, 50 градусов восточной долготы).

В советско-итальянском художественном фильме «Красная палатка» (1969 г.), посвященном спасению арктической экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 г., советского полярного летчика Анатолия Алексеева сыграл народный артист России Юрий Назаров.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"