Литовцы уходят из Жуковского

1200

Литовский акционер аэропорта Жуковский решил продать свою долю в АО «Рампорт Аэро»

Во время пресс-конференции 10 сентября генеральный директор группы компаний Avia Solutions Group (ASG) Йонас Янукенас заявил, что «Группа приняла решение уйти. Нам принадлежит 22,5% (акций — BNS), ведутся переговоры с потенциальными покупателями. В принципе мы планируем уходить. Причин несколько, решение такое. Мы концентрируемся на Азии».
Речь идет о продаже части акций материнской компании – литовского холдинга ASG, косвенно владеющего долей в составе АО «Рампорт Аэро», непосредственно не участвовавшего в операционном управлении компанией.
ООО «Авиа солюшнс груп – Аэропортс менеджмент», управляющим текущей деятельностью аэропорта, целиком владеет голландская компания «Avia Solutions Group B.V.», которая в свою очередь на 30 % принадлежит литовской «Avia Solutions Group», согласно ее публичным отчетам.  Основным бенефициаром литовской компании, по его собственным словам, является Гядиминас Жемялис. 70 % голландской компании, по сведениям нидерландской Торгово-промышленной палаты, принадлежит кипрской Avia Solutions Group Airport Holdings Limited.
Связи с Россией негативно сказались на бизнесе Гядиминаса Жемялиса внутри Литвы. Пункт техобслуживания его компании FL Technics расположен и в аэропорту Вильнюса. В 2015 холдинг собирался строить еще один ангар, однако для расширения компания должна была запросить разрешение правительственной комиссии по национальной безопасности. Такое разрешение дано не было. До этого власти города Шауляй отказали Avia Solutions Group ремонтировать самолеты в аэропорту, где дислоцированы истребители НАТО. «Департамент госбезопасности установил, что председатель правления группы Г. Жемялис сотрудничает с предпринимателями, близкими к президенту России Владимиру Путину, на которых распространяются санкции Запада», – писал Delfi. А в феврале 2017 из-за связей с Россией уволился командующий ВВС Литвы Аудронис Навицкас. Комиссия под его руководством разрешила ремонтировать составляющие вертолетов в России выигравшему конкурс предприятию Helisota, которое полностью принадлежит Avia Solutions Group.
По данным ряда федеральных информагентств, выручка аэропорта, который принял первых пассажиров в 2014 г., в 2017 г. составила 234,5 млн руб. (в 2016 г. – 35,2 млн руб.), валовый убыток – 251,7 млн руб. (против 291 млн руб.). В 2017 г. аэропорт Жуковский обслужил 425,5 тыс. человек, что в 4 раза меньше, чем прогнозировало его руководство в год открытия в 2016 г.
В середине нынешнего лета пресс-служба АО «РампортАэро» сообщила, что «2018 г. складывается для Жуковского достаточно успешно: в настоящий момент времени из аэропорта осуществляются рейсы по 15 международным и 2 внутренним направлениям, за первые шесть месяцев года было перевезено 472 877 пассажиров – больше, чем за весь 2017 г. Рост пассажиропотока обеспечивается активностью авиакомпаний-партнеров и увеличением частоты полетов по основным направлениям».
Некоторые эксперты полагают, что несмотря на рост пассажиропотока в аэропорту литовский владелец управляющей компании «Рампорт Аэро» терпит убытки, которые имею тренд к увеличению. В связи с чем было принято решение выйти из проекта. Однако более вероятным считают вариант выхода европейцев из российского проекта, который в период увеличения санкции со стороны Евросоюза стал слишком «токсичным».
Справка ЖВ
АО «Рампорт Аэро» было создано в 2014 г., его учредителями выступили ASG, получившая 75% минус 1 акция, и госкорпорация «Ростех» с долей 25%. К концу 2015 г., согласно отчетности литовского холдинга, его доля в операторе «Жуковского» снизилась до 22,5%.
Евгений Солодилин
Первый заместитель  генерального директора «РАМПОРТ АЭРО»
 
Мы не склонны переоценивать или драматизировать события. Реальных причин для этого нет. С одной стороны, независимо от развития событий, никаких изменений в структуре управления компанией произойти не должно. С другой стороны, аэропорт в настоящий момент находится в стадии активного роста: с каждым месяцем мы регистрируем заметное увеличение пассажиропотока. Прогнозный показатель по итогам года составляет около 1.2 миллионов пассажиров  – почти в три раза больше, чем год назад.
У решения, принятого компанией Avia Solutions Group могут быть различные причины, но экономика проекта точно не находится среди них.  Любые разговоры об убыточности аэропорта выглядят наивно. Отраженные в финансовых отчетах 2016 и 2017 года убытки имеют технический характер. Сложно ожидать получения прибыли при продолжающихся инвестициях в развитие инфраструктуры. Эти средства не могут окупиться моментально, ни один участник крупного проекта этого никогда не ожидает. С 2015 по 2018 год в развитие пассажирских перевозок было вложено более 2 млрд. рублей. Более того,  инвестиционный период продолжается. В настоящий момент подходит к завершению строительство грузового терминала, начались работы по расширению перрона для стоянки ВС, в скором будущем нам предстоит расширение пассажирского терминала. Согласитесь, начинать реализацию второго этапа развития аэропорта – а именно об этом мы сейчас говорим – без уверенности в будущем было бы не дальновидно. А такая уверенность у нас есть, показатели 2018 года лишь укрепляют эту позицию. Инвестиционная привлекательность аэропорта не снижается, но быстро растет, так что «Жуковский» сейчас находится в лучшем положении, чем когда-либо ранее.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.